В московском Электротеатре "Станиславский" состоялась премьера "Психоза" по пьесе Сары Кейн. Пьеса "Психоз 4.48", написанная 28-летним английским драматургом незадолго до ее самоубийства в 1999 году, стала одним из самых знаменитых текстов новейшей европейской драматургии. В ней нет ни реплик, ни ремарок — рваный, буквально разодранный на клочья поток сознания оказывается свидетельством трагического разлада автора с земным миром. Пьесу Кейн с тех пор ставили в мире довольно часто, то раскладывая кардиограмму предсмертного женского отчаяния на актерское многоголосие (кстати, не всегда исключительно женское), то концентрируя действие в рамках сильных камерных моноспектаклей. Кинорежиссер Александр Зельдович, взявшийся за "Психоз 4.48", откинул обозначающие время предрассветного обострения цифры и развернул пьесу Кейн в двухчастный визуально-драматический концерт, для создания которого он привлек хорошо известную арт-группу AES+F, композитора Дмитрия Курляндского, хореографа Алису Панченко и 19 актрис Электротеатра. На пятистворном заднике-видеоэкране зритель видит яркие, выразительные видеоинсталляции — предсмертный серый тоннель с волнообразными, текучими стенами сменяется искусственными кислотными пейзажами, в которых растут диковинные грибы с прячущимися в их ножках женскими вагинами и летают огромные насекомые, стаи разноцветных накладных ногтей или вооруженные до зубов анимационные рыцари. Актрисы же разыгрывают на фрагменты пьесы Кейн небольшие эпизоды, словно пробуя на вкус разные жанры и предлагаемые обстоятельства: возвышенно-трагический монолог сменяет сценку в уличном кафе, лекция-стритиз — эстрадный монолог, светская беседа — танцевальный номер и т. д. Этот сюрреалистический калейдоскоп картинок, голосов и ситуаций вряд ли способен суммироваться во что-то цельное, но, с другой стороны, такой задачи, наверное, и не ставилось. Единственное, чего нельзя избежать в случае с "Психозом 4.48", так это смерти, и финальный выход женской труппы в свадебных нарядах смотрится как готовность к союзу с небытием.