«Да я вообще расслабленный старик»
Творческая биография Андрея Кончаловского
«Мое детство окружали очень разные, выдающиеся, яркие люди, редкие "дореволюционные" запахи, удивительные разговоры — о Тициане, о Веронезе. Я жил на отделенном от советского мира острове»
Андрей Кончаловский родился 20 августа 1937 года в Москве в семье писателя и поэта Сергея Михалкова и писательницы Натальи Кончаловской
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
На фото: режиссеры Андрей Кончаловский (справа в верхнем ряду) и Никита Михалков (второй справа в нижнем ряду), художник Петр Кончаловский (в центре) и писатель Сергей Михалков (справа в нижнем ряду) в семейном «поместье» на Николиной Горе
Фото: из личного архива Андрея Кончаловского
«Разрушительная сила в молодом человеке — это нормально. Другой вопрос, что это в принципе всегда должно наталкиваться на сопротивление закона, государства и так далее, или стражей общественного порядка, или законодателей — это нормально в любой стране»
На фото: Андрей Кончаловский на съемках кинокартины «Дворянское гнездо» по роману Ивана Тургенева
Фото: Михаил Озерский / РИА Новости
«Я вообще не знаю, что такое слово "актуальное". Я не понимаю этого слова, и давайте его забудем. Искусство волнует — актуально, не волнует — неактуально»
На фото: актриса Марианна Вертинская, режиссер Андрей Кончаловский (в центре), сценарист Геннадий Шпаликов на съемках фильма Марлена Хуциева «Застава Ильича»
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
«Искусство — это игра, игра для детей. В каждом взрослом есть ребенок, в каждом ребенке есть взрослый. Вот этот ребенок, для этого ребенка в каждом мы и делаем, занимаемся искусством»
На фото: Андрей Кончаловский со второй женой актрисой Натальей Аринбасаровой и сыном Егором
Фото: Михаил Озерский / РИА Новости
В 1962 году короткометражный фильм «Мальчик и голубь» принес Кончаловскому главный приз на конкурсе дебютов Венецианского кинофестиваля для детей и юношества. В 1965 году Андрей Кончаловский окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма). Вместе с Андреем Тарковским (слева) они написали сценарий к фильму «Иваново детство», а позднее — к картине «Страсти по Андрею» («Андрей Рублев»)
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
«Сейчас я перебираю свои старые записные книжки. Почти в каждой повторяются бергмановские слова о головокружительной свободе, необходимой, чтобы снимать свое кино. И еще постоянно повторяющиеся записи: "Начать говорить правду. Что это? Что ты чувствуешь? Как говорить правду? Пора перешагнуть. Что перешагнуть? Границу". У каждого художника есть граница, дальше которой идти как бы нельзя»
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
В 1980 году Андрей Кончаловский получил звание народного артиста РСФСР, после чего уехал в США и начал работать в Голливуде. В Америке режиссер снял ряд картин при участии всемирно известных актеров Джеймса Белуши, Вупи Голдберг, Сильвестра Сталлоне, Курта Рассела
На фото: презентация книги «Низкие истины»
Фото: Коммерсантъ / Владимир Додонов / купить фото
«Когда я работал в Голливуде, он был центром мира, международных связей. Туда приезжали работать режиссеры со всего мира. Но с конца 1980-х годов там начали снимать фильмы исключительно для подростков и забыли про родителей. А я снимаю фильмы для взрослых, не для детей. Поэтому я вернулся в Россию»
На фото: съемки фильма «Дом дураков»
Фото: Коммерсантъ / Сергей Михеев / купить фото
«Андроном меня называл мой дедушка. А когда меня Андроном называет журналист, мне хочется дать ему по соплям. Я — Андрей Сергеевич»
На фото: картина «Андрон с собакой» (1949) на выставке художника и деда режиссера Петра Кончаловского
Фото: Коммерсантъ / Валерий Мельников / купить фото
«Я тут слышу язвительные замечания: "Кончаловский клянет Европу, а сам наслаждается Италией!" Да, я наслаждаюсь, вернее, тороплюсь насладиться теми драгоценными крупицами великой европейской культуры, которой суждено исчезнуть и которая пока не выветрилась и не погибла окончательно под давлением неолиберализма, глобализма и мультикультурализма»
Фото: Коммерсантъ / Валерий Левитин / купить фото
«Творческое соперничество с Никитой? Оно было, и оно есть. Это неизбежно. Это как два самца. Соперничество всегда есть. И в хорошем, и в плохом смысле. Главное в нашем соперничестве — это полемика. Но с возрастом она меняет свои формы»
На фото: Сергей Михалков (в центре) с сыновьями Андреем Кончаловским (слева) и Никитой Михалковым
Фото: Коммерсантъ / Илья Питалев / купить фото
«Меня часто упрекают, что я рассматриваю русских людей как насекомых. Это не так. Это штамп, который прилип ко мне, когда кое-кто хочет как-то лягнуть. Мне Бог дал способность любить людей, я люблю своих героев. Вторая моя способность — в какой-то степени передать эту любовь другим. Это две разных способности»
Фото: AP / Alik Keplicz
«Я надеюсь, что лучшие режиссеры — это не только талант, но еще и культура, а культура всегда вмещает знания. Без культуры нет культурных ассоциаций»
Фото: Коммерсантъ / Юрий Мартьянов / купить фото
«Мой дом — там, где мои дети. Достаточно пяти-десяти минут, чтобы почувствовать, что они рядом, — и больше мне ничего не надо. Маша и Петя (дети от брака с Юлией Высоцкой) — чуть ли не первое непоротое поколение в династии Михалковых-Кончаловских»
Фото: Геннадий Авраменко / РИА Новости
«Я благодарю свою жену Юлию Высоцкую (она исполнила главную роль в фильме.— "Ъ"). Этот фильм посвящен матушке России и тем женщинам, которые помогали еврейским детям во время Второй мировой войны»
В 2016 году кинокартина «Рай» о судьбе русской аристократки–участницы французского Сопротивления получила «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор / купить фото
«Страх смерти — одна из могучих движущих сил человечества. Оставить после себя что-то, что "прах переживет и тленья избежит". Хорошо бы на века, но и на десятилетие — тоже ничего»
Фото: AP / Alexander Zemlianichenko
«Не воспринимаю юбилей как повод для чего-то глобального. Во-первых, потому, что большого числа друзей у меня никогда не было и, думаю, не может быть. Это знакомых много. Но я считаю, что за столом должно быть ровно столько человек, чтобы можно было вести беседу»
В 2021 году фильм режиссера «Дорогие товарищи!» получил главный приз кинопремии «Ника»
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор / купить фото
«Мое детство окружали очень разные, выдающиеся, яркие люди, редкие "дореволюционные" запахи, удивительные разговоры — о Тициане, о Веронезе. Я жил на отделенном от советского мира острове»
Андрей Кончаловский родился 20 августа 1937 года в Москве в семье писателя и поэта Сергея Михалкова и писательницы Натальи Кончаловской
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
На фото: режиссеры Андрей Кончаловский (справа в верхнем ряду) и Никита Михалков (второй справа в нижнем ряду), художник Петр Кончаловский (в центре) и писатель Сергей Михалков (справа в нижнем ряду) в семейном «поместье» на Николиной Горе
Фото: из личного архива Андрея Кончаловского
«Разрушительная сила в молодом человеке — это нормально. Другой вопрос, что это в принципе всегда должно наталкиваться на сопротивление закона, государства и так далее, или стражей общественного порядка, или законодателей — это нормально в любой стране»
На фото: Андрей Кончаловский на съемках кинокартины «Дворянское гнездо» по роману Ивана Тургенева
Фото: Михаил Озерский / РИА Новости
«Я вообще не знаю, что такое слово "актуальное". Я не понимаю этого слова, и давайте его забудем. Искусство волнует — актуально, не волнует — неактуально»
На фото: актриса Марианна Вертинская, режиссер Андрей Кончаловский (в центре), сценарист Геннадий Шпаликов на съемках фильма Марлена Хуциева «Застава Ильича»
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
«Искусство — это игра, игра для детей. В каждом взрослом есть ребенок, в каждом ребенке есть взрослый. Вот этот ребенок, для этого ребенка в каждом мы и делаем, занимаемся искусством»
На фото: Андрей Кончаловский со второй женой актрисой Натальей Аринбасаровой и сыном Егором
Фото: Михаил Озерский / РИА Новости
В 1962 году короткометражный фильм «Мальчик и голубь» принес Кончаловскому главный приз на конкурсе дебютов Венецианского кинофестиваля для детей и юношества. В 1965 году Андрей Кончаловский окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма). Вместе с Андреем Тарковским (слева) они написали сценарий к фильму «Иваново детство», а позднее — к картине «Страсти по Андрею» («Андрей Рублев»)
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
«Сейчас я перебираю свои старые записные книжки. Почти в каждой повторяются бергмановские слова о головокружительной свободе, необходимой, чтобы снимать свое кино. И еще постоянно повторяющиеся записи: "Начать говорить правду. Что это? Что ты чувствуешь? Как говорить правду? Пора перешагнуть. Что перешагнуть? Границу". У каждого художника есть граница, дальше которой идти как бы нельзя»
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
В 1980 году Андрей Кончаловский получил звание народного артиста РСФСР, после чего уехал в США и начал работать в Голливуде. В Америке режиссер снял ряд картин при участии всемирно известных актеров Джеймса Белуши, Вупи Голдберг, Сильвестра Сталлоне, Курта Рассела
На фото: презентация книги «Низкие истины»
Фото: Коммерсантъ / Владимир Додонов / купить фото
«Когда я работал в Голливуде, он был центром мира, международных связей. Туда приезжали работать режиссеры со всего мира. Но с конца 1980-х годов там начали снимать фильмы исключительно для подростков и забыли про родителей. А я снимаю фильмы для взрослых, не для детей. Поэтому я вернулся в Россию»
На фото: съемки фильма «Дом дураков»
Фото: Коммерсантъ / Сергей Михеев / купить фото
«Андроном меня называл мой дедушка. А когда меня Андроном называет журналист, мне хочется дать ему по соплям. Я — Андрей Сергеевич»
На фото: картина «Андрон с собакой» (1949) на выставке художника и деда режиссера Петра Кончаловского
Фото: Коммерсантъ / Валерий Мельников / купить фото
«Я тут слышу язвительные замечания: "Кончаловский клянет Европу, а сам наслаждается Италией!" Да, я наслаждаюсь, вернее, тороплюсь насладиться теми драгоценными крупицами великой европейской культуры, которой суждено исчезнуть и которая пока не выветрилась и не погибла окончательно под давлением неолиберализма, глобализма и мультикультурализма»
Фото: Коммерсантъ / Валерий Левитин / купить фото
«Творческое соперничество с Никитой? Оно было, и оно есть. Это неизбежно. Это как два самца. Соперничество всегда есть. И в хорошем, и в плохом смысле. Главное в нашем соперничестве — это полемика. Но с возрастом она меняет свои формы»
На фото: Сергей Михалков (в центре) с сыновьями Андреем Кончаловским (слева) и Никитой Михалковым
Фото: Коммерсантъ / Илья Питалев / купить фото
«Меня часто упрекают, что я рассматриваю русских людей как насекомых. Это не так. Это штамп, который прилип ко мне, когда кое-кто хочет как-то лягнуть. Мне Бог дал способность любить людей, я люблю своих героев. Вторая моя способность — в какой-то степени передать эту любовь другим. Это две разных способности»
Фото: AP / Alik Keplicz
«Я надеюсь, что лучшие режиссеры — это не только талант, но еще и культура, а культура всегда вмещает знания. Без культуры нет культурных ассоциаций»
Фото: Коммерсантъ / Юрий Мартьянов / купить фото
«Мой дом — там, где мои дети. Достаточно пяти-десяти минут, чтобы почувствовать, что они рядом, — и больше мне ничего не надо. Маша и Петя (дети от брака с Юлией Высоцкой) — чуть ли не первое непоротое поколение в династии Михалковых-Кончаловских»
Фото: Геннадий Авраменко / РИА Новости
«Я благодарю свою жену Юлию Высоцкую (она исполнила главную роль в фильме.— "Ъ"). Этот фильм посвящен матушке России и тем женщинам, которые помогали еврейским детям во время Второй мировой войны»
В 2016 году кинокартина «Рай» о судьбе русской аристократки–участницы французского Сопротивления получила «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор / купить фото
«Страх смерти — одна из могучих движущих сил человечества. Оставить после себя что-то, что "прах переживет и тленья избежит". Хорошо бы на века, но и на десятилетие — тоже ничего»
Фото: AP / Alexander Zemlianichenko
«Не воспринимаю юбилей как повод для чего-то глобального. Во-первых, потому, что большого числа друзей у меня никогда не было и, думаю, не может быть. Это знакомых много. Но я считаю, что за столом должно быть ровно столько человек, чтобы можно было вести беседу»
В 2021 году фильм режиссера «Дорогие товарищи!» получил главный приз кинопремии «Ника»
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор / купить фото