Выставки
Что смотреть этим летом в музеях и галереях
"В будущее возьмут не всех" — название опубликованного в 1983 году эссе Ильи Кабакова, одной из его инсталляций и нынешней ретроспективы, раскинувшейся на просторах Главного штаба. От ранних картин от лица вымышленных персонажей до живописи 2000-х — выставка заняла всю анфиладу второго этажа и еще несколько залов на третьем. В том, что в будущее берут самого Кабакова, сомнений нет ни у кого: представитель московского концептуализма, создатель жанра тотальной инсталляции, мифологизатор советского коммунального быта, он самый известный на Западе современный русский художник. Его работы, создаваемые в соавторстве с женой Эмилией, продаются за миллионы долларов и выставляются в главных музеях мира. Эрмитажная экспозиция хороша полнотой. Честно говоря, ее даже сложно переварить в один присест, и не в последнюю очередь потому, что приходится много читать: текст — важнейший элемент кабаковского творчества. Где-то это отдельные реплики, где-то — целая большая история, как в пронзительной инсталляции "Лабиринт (Альбом моей матери)". Отдельная радость: к выставке отреставрировали принадлежащую Эрмитажу инсталляцию "Красный вагон". В него теперь можно зайти.