Разносторонние таланты
История ассиметричных автомобилей
Infiniti Prototype 10 показывает, как видит спортивный электромобиль близкого будущего Карим Хабиб, главный дизайнер Infiniti.
Нередко асимметричными становились гоночные и рекордные автомобили, построенные на шасси серийных машин, так что водительское место у них было не посередине, а на традиционном месте. Не сажать же водителя на карданный вал, который обычно проходит как раз по центральной оси машины! О комфорте гонщиков тогда не думали, просто это увеличило бы высоту кузова, а значит, и аэродинамическое сопротивление. Классическим примером такого конструктивного решения может служить Peugeot 404 Diesel Record Car или отечественный ГАЗ ГЛ-1, у которого аэродинамический купол смещен относительно центральной оси автомобиля в сторону водительского места.
MINI Crossover Concept в 2008 году лихо развил идею асимметричных дверей, которая появилась на Clubman годом раньше. Но первый кроссовер MINI, Countryman пошел в серию в 2010-м с симметричным кузовом, который имеет двери традиционной конструкции. Похоже, оригинальность асимметрии чаще радует дизайнеров и журналистов, чем покупателей.
Ширина карьерных самосвалов бывает очень велика, а водитель обычно работает один, и нет никакой необходимости в большой кабине. Поэтому "БелАЗы" и их одноклассники, да и вообще вся горная и строительная техника обычно асимметричная.
Асимметрия часто встречается на бронеавтомобилях, когда надо плотно скомпоновать башни с пулеметами или орудиями. Так сделано, например, на броневике "Враг Капитала", с которого по легенде Владимир Ильич Ленин выступал по приезде в Петроград, - две башни у этого "Остина" поставлены со смещением одна относительно другой.
Hyundai Veloster - самый известный современный автомобиль с несимметричными дверями
В Америке сейчас встречается еще одна разновидность автомобилей с разным числом дверей справа и слева - пятидверные лимузины. Идею с дополнительной дверью справа впервые реализовала компания APC (American Pullman Coachbuilders) в 1985 году. Теперь, когда лимузины делают особенно длинными и слева ставят продольный диван, это решение стало популярным: главные пассажиры садятся на поперечный диван через свои двери, а гости на продольный - через дополнительную среднюю дверь справа.
На BMW 600 1957 года задней левой двери не было по экономическим соображениям. На переднее сиденье этой машины водитель и пассажир попадали через дверь в торце кузова, а вот когда появилось заднее сиденье, для доступа к нему поставили только одну дверь - справа.
Микроавтомобили могут быть асимметричными именно ради минимизации габаритных размеров. Самый маленький автомобиль в мире - Peel P50. Единственная дверь - слева, поскольку движение на его родине, острове Мэн, левостороннее. И для компактности 50-кубовый мотор расположен справа от водителя. Выпускался с 1961 по 1963 год. Весит менее 60 кг и имеет сзади ручку для переноски.
Renault 16 разная база правых и левых колес не помешала стать "Автомобилем года"
Land Rover Discovery имеет асимметричную дверь багажника. Это чисто декоративное решение, напоминающее о том, что когда-то снаружи двери висело запасное колесо, как у классического Land Rover, который после появления Discovery получил название Defender. Асимметрия Nissan Cube тоже декоративная - под стеклами спрятана металлическая стойка.
Китайский автопроизводитель Qoros представил концепт K-EV в апреле 2017 года. Электромобиль премиум-сегмента должен был стать одной из звезд автосалона в Шанхае - и выглядит действительно необычно. Здесь есть почти все варианты открывания дверей, кроме разве что патентованной конструкции Lamborghini. Широкая дверь водителя - поднимающаяся. А с пассажирской правой стороны - две двери со стеклами до пола. Причем передняя может открываться обычным образом или сдвигаться вперед. А задняя просто сдвижная.
BMW X-Coupe для доступа в багажник открывал чуть ли не четверть кузова.
DS X E-TENSE выглядит как объединение двух разных машин, и это подчеркнуто всеми доступными средствами. Асимметричная облицовка, разные типы и размеры дверей, водитель на открытом воздухе, а пассажиры под стеклянной крышей. Судя по описанию, электропривод здесь такой же, как у концепта DS E-TENSE, купе более традиционной симметричной формы.
Крис Бэнгл, дизайнер: "Природа вообще повсюду упражняется в асимметрии. Лицо каждого человека асимметрично - сложите две левых стороны своего лица вместе, а затем две правых, и на вас будет смотреть либо идиот-деревенщина, либо маньяк-убийца. Я вас убедил? Но неужели в этой идее мы не сможем продвинуться дальше, чем конструкторы Nissan Cube?" / Из интервью журналу "Автопилот", 2010 год
Infiniti Prototype 10 показывает, как видит спортивный электромобиль близкого будущего Карим Хабиб, главный дизайнер Infiniti.
Нередко асимметричными становились гоночные и рекордные автомобили, построенные на шасси серийных машин, так что водительское место у них было не посередине, а на традиционном месте. Не сажать же водителя на карданный вал, который обычно проходит как раз по центральной оси машины! О комфорте гонщиков тогда не думали, просто это увеличило бы высоту кузова, а значит, и аэродинамическое сопротивление. Классическим примером такого конструктивного решения может служить Peugeot 404 Diesel Record Car или отечественный ГАЗ ГЛ-1, у которого аэродинамический купол смещен относительно центральной оси автомобиля в сторону водительского места.
MINI Crossover Concept в 2008 году лихо развил идею асимметричных дверей, которая появилась на Clubman годом раньше. Но первый кроссовер MINI, Countryman пошел в серию в 2010-м с симметричным кузовом, который имеет двери традиционной конструкции. Похоже, оригинальность асимметрии чаще радует дизайнеров и журналистов, чем покупателей.
Ширина карьерных самосвалов бывает очень велика, а водитель обычно работает один, и нет никакой необходимости в большой кабине. Поэтому "БелАЗы" и их одноклассники, да и вообще вся горная и строительная техника обычно асимметричная.
Асимметрия часто встречается на бронеавтомобилях, когда надо плотно скомпоновать башни с пулеметами или орудиями. Так сделано, например, на броневике "Враг Капитала", с которого по легенде Владимир Ильич Ленин выступал по приезде в Петроград, - две башни у этого "Остина" поставлены со смещением одна относительно другой.
Hyundai Veloster - самый известный современный автомобиль с несимметричными дверями
В Америке сейчас встречается еще одна разновидность автомобилей с разным числом дверей справа и слева - пятидверные лимузины. Идею с дополнительной дверью справа впервые реализовала компания APC (American Pullman Coachbuilders) в 1985 году. Теперь, когда лимузины делают особенно длинными и слева ставят продольный диван, это решение стало популярным: главные пассажиры садятся на поперечный диван через свои двери, а гости на продольный - через дополнительную среднюю дверь справа.
На BMW 600 1957 года задней левой двери не было по экономическим соображениям. На переднее сиденье этой машины водитель и пассажир попадали через дверь в торце кузова, а вот когда появилось заднее сиденье, для доступа к нему поставили только одну дверь - справа.
Микроавтомобили могут быть асимметричными именно ради минимизации габаритных размеров. Самый маленький автомобиль в мире - Peel P50. Единственная дверь - слева, поскольку движение на его родине, острове Мэн, левостороннее. И для компактности 50-кубовый мотор расположен справа от водителя. Выпускался с 1961 по 1963 год. Весит менее 60 кг и имеет сзади ручку для переноски.
Renault 16 разная база правых и левых колес не помешала стать "Автомобилем года"
Land Rover Discovery имеет асимметричную дверь багажника. Это чисто декоративное решение, напоминающее о том, что когда-то снаружи двери висело запасное колесо, как у классического Land Rover, который после появления Discovery получил название Defender. Асимметрия Nissan Cube тоже декоративная - под стеклами спрятана металлическая стойка.
Китайский автопроизводитель Qoros представил концепт K-EV в апреле 2017 года. Электромобиль премиум-сегмента должен был стать одной из звезд автосалона в Шанхае - и выглядит действительно необычно. Здесь есть почти все варианты открывания дверей, кроме разве что патентованной конструкции Lamborghini. Широкая дверь водителя - поднимающаяся. А с пассажирской правой стороны - две двери со стеклами до пола. Причем передняя может открываться обычным образом или сдвигаться вперед. А задняя просто сдвижная.
BMW X-Coupe для доступа в багажник открывал чуть ли не четверть кузова.
DS X E-TENSE выглядит как объединение двух разных машин, и это подчеркнуто всеми доступными средствами. Асимметричная облицовка, разные типы и размеры дверей, водитель на открытом воздухе, а пассажиры под стеклянной крышей. Судя по описанию, электропривод здесь такой же, как у концепта DS E-TENSE, купе более традиционной симметричной формы.
Крис Бэнгл, дизайнер: "Природа вообще повсюду упражняется в асимметрии. Лицо каждого человека асимметрично - сложите две левых стороны своего лица вместе, а затем две правых, и на вас будет смотреть либо идиот-деревенщина, либо маньяк-убийца. Я вас убедил? Но неужели в этой идее мы не сможем продвинуться дальше, чем конструкторы Nissan Cube?" / Из интервью журналу "Автопилот", 2010 год