Сальваторе Джулиано
Премьера на Берлинском кинофестивале 1962 года «Сальваторе Джулиано» — одна из главных дат в истории кино, день рождения «политического кино». Конечно, политическое — точнее, политизированное — кино явилось сразу после рождения самого кинематографа, но Рози отверг все его вариации. «Джулиано» — не пропагандистский шедевр. Не образчик ненавистного Рози синема-верите, якобы непосредственно свидетельствующего о социальных бедах. Не политическая мелодрама с манихейскими акцентами. Не свидетельство об ужасах войны или репрессий. Даже не реконструкция реальных событий, благо они и поныне не реконструируемы. Рози — опровергая популярную пошлость «мы не врачи, мы — боль» — выступил в роли бессильно-хладнокровного врача, снявшего кардиограмму Италии и клинически точно предсказавшего ход болезни.