Двойное назначение
Бутики превращаются в музеи
В профессиональной арт-среде любят рассуждать на тему все большего превращения искусства в товар. Одним из самых ярких художественных высказываний нового века на эту тему можно считать инсталляцию Prada Marfa 2005 года, которую выполнил датский дуэт Elmgreen & Dragset. Художники построили в техасской пустыне копию бутика итальянской марки Prada размером 4,6 на 7,6 м — войти внутрь нельзя, но через окна можно видеть, что на полках мирно покоятся сумки и обувь из коллекции осень-зима 2005/2006. По первоначальной задумке авторов инсталляция с ходом времени должна была ветшать и все больше сливаться с окружающим ландшафтом, а в какой-то момент и совсем исчезнуть. В действительности получилось иначе: сразу после открытия ее фасад был испорчен вандалами, стекло разбито, аксессуары, которые по просьбе художников отобрала Миучча Прада, были разворованы — и работу пришлось восстанавливать. В начале 2010-х представители департамента транспорта Техаса решили, что строение нарушает закон, представляя собой незарегистрированную рекламу. Художникам пришлось объяснять, что бренд Prada не заказывал инсталляцию и не оплачивал ее, а следовательно, не получает от этого никакой прямой выгоды. Тогда было принято решение перевести арт-объект в статус музея с одной постоянной выставкой. В этом статусе он находится до сих пор.