Углем и мечом
Секреты декора Blancpain
В природе нет вещи, которую швейцарский часовщик не смог бы использовать в декоре циферблата. Часам вообще идет быть декоративными — это мастера, и не только швейцарские, понимали уже в те времена, когда еще и часовщиками-то не назывались. Самые ранние из датированных портативных часов, известные как «яблоко Меланхтона», сработанные в 1530 году легендарным Петером Хенляйном, мастером кузнечного и замочного дела из Нюрнберга,— уже были украшены весьма искусной гравировкой. Интерес к гравированному декору объяснялся просто — в те времена часы, даже с вполне незатейливым механизмом, были вещью крайне редкой и ценной. К слову, тот самый Филипп Меланхтон то самое «яблоко» не приобретал: Меланхтону, как выдающемуся сподвижнику Лютера, их подарил город Нюрнберг. Часы сохраняли статус предмета роскоши до середины XIX века, пока американские промышленники не наладили массовый индустриальный выпуск моделей, в том числе так называемых долларовых, или пролетарских. Там уж было не до роскоши и не до богатого декора, и изысканная декоративная отделка стала применяться в производстве часов дорогих, по-настоящему эксклюзивных. За несколько веков практики в часовом деле сложились декоративные техники, которые сегодня называют традиционными: гравировка, резьба, чеканка, прорезная или ажурная работа, инкрустация драгоценными и декоративными камнями, гильоширование и разнообразные техники эмали, в том числе эмалевая роспись.