Уехала эпоха
История троллейбусного сообщения в Москве
Инициатором введения троллейбусного сообщения в Москве был партийный деятель Лазарь Каганович. Для первой линии планировалось приобрести немецкие троллейбусы, но из-за нехватки валюты Наркомтяжпром поручил отечественным заводам проектирование и строительство двух первых опытных советских троллейбусов. Первая троллейбусная линия в Москве была открыта 15 ноября 1933 года
Фото: Микулина Елена / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Линия имела длину 7,5 км и пролегала от площади Тверской заставы (Белорусского вокзала) по Ленинградскому шоссе до моста Московской окружной дороги в Покровском-Стрешнево. Средняя скорость движения по ней составляла 36 км/ч. Троллейбус проезжал всю линию целиком за 30 минут
На фото: столичный троллейбус образца 1933 года
Фото: Микулина Елена / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Первый троллейбус, получивший в честь Лазаря Кагановича индекс ЛК, имел деревянный каркас, мог развивать скорость до 50 км/ч. В салоне имелось 37 сидений. Троллейбус работал с 7 до 24 часов
Фото: Грачев Михаил / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
В январе 1934 года первую линию продлили до площади Революции, в декабре того же года была открыта вторая линия — по Арбату. К концу года по двум линиям ездили 36 троллейбусов серии ЛК
На фото: троллейбусы у Триумфальной арки возле Белорусского вокзала, которая позже была снесена
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
К началу Великой Отечественной войны в 1941 году Москва по численности троллейбусов (599 единиц) занимала второе
место в мире после Лондона (1820 единиц)
На фото: женщины разгружают дрова на улице Горького, 1941 год
Фото: Л. Смирнов / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
В начале 1941 года в Москве работало
три троллейбусных парка, которые обслуживали 17 маршрутов. Кроме того, в начале войны в Москве работало 113 грузовых веток. К концу войны их общая протяженность составила 41,2 километра
На фото: площадь Маяковского в годы войны
Фото: Фотоархив журнала «Огонек»
Десятки московских троллейбусов отправляли в тыл. Многие из них затем распределили по другим городам, где в годы войны открыли троллейбусное движение
Фото: Санько Галина / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
В отличие от других стран, где от троллейбусов начали отказываться в 1950-1960-х годах и заменять их на автобусы, в СССР этот вид транспорта активно развивался до конца 1980-х
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
На 1 января 1964 года в Москве было 1811 троллейбусов. Для новых машин в 1962 году был открыт 6-й троллейбусный парк (в Заморинском переулке), а в 1964 году — 7-й троллейбусный парк (Нагатинский)
Фото: Огонек-Ъ / Новиков С. / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
С 1940-х годов для подготовки водителей троллейбусов стали принимать женщин
Фото: Савин Михаил / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
В начале января 1981 года столичный троллейбусный парк насчитывал 2312 машин. В конце 1980-х была разработана программа развития троллейбусной сети на окраинах города, однако ни один из ее проектов так и не был реализован
Фото: Мальцев А. / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
В 1991 году троллейбусы сыграли свою роль во время августовского путча. Люди перегородили ими проезжую часть, чтобы закрыть путь танкам
Фото: Дитякин Алексей / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
После распада СССР троллейбусный транспорт в столичном регионе продолжал развиваться. Новые линии появились в Подмосковье — в Химках, Видном, Подольске
Фото: Игорь Чижов/Коммерсантъ
В августе 1993 года из-за введения одностороннего движения вокруг Кремля была изменена схема всех троллейбусных маршрутов, проходящих через центр Москвы
Фото: Коммерсантъ / Геннадий Гуляев
В 1990-х – 2000-х годах некоторые троллейбусные линии в центре закрылись. Так, были сняты с эксплуатации линии на Манежной улице, на Пушечной улице, на Кузнецком мосту, на Неглинной улице. Опережающее по сравнению с ростом пропускной способности улиц увеличение количества автотранспорта усложняло работу всех видов общественного транспорта, в том числе троллейбусов
Фото: Коммерсантъ / Сафрон Голиков
В 2004 году на маршрут вышли первые троллейбусы с турникетами для автоматической системы контроля проезда. Затем ее будут внедрять и в другом транспорте
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов / купить фото
В 2010 году, практически сразу после вступления Сергея Собянина в должность мэра Москвы, появились упоминания о планах закрытия троллейбусной системы. В 2018 году в столице были запущены первые два электробуса. Они начали ходить по 73-му троллейбусному маршруту
Фото: Коммерсантъ / Эмин Джафаров / купить фото
В августе 2020 года «Мосгортранс» сообщил, что все троллейбусные маршруты в Москве ликвидированы и заменены на электробусные (на фото). Позже мэрия запустила музейный маршрут троллейбуса, связывающий Комсомольскую площадь и Новорязанскую улицу
Фото: Коммерсантъ / Александр Казаков / купить фото
Инициатором введения троллейбусного сообщения в Москве был партийный деятель Лазарь Каганович. Для первой линии планировалось приобрести немецкие троллейбусы, но из-за нехватки валюты Наркомтяжпром поручил отечественным заводам проектирование и строительство двух первых опытных советских троллейбусов. Первая троллейбусная линия в Москве была открыта 15 ноября 1933 года
Фото: Микулина Елена / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Линия имела длину 7,5 км и пролегала от площади Тверской заставы (Белорусского вокзала) по Ленинградскому шоссе до моста Московской окружной дороги в Покровском-Стрешнево. Средняя скорость движения по ней составляла 36 км/ч. Троллейбус проезжал всю линию целиком за 30 минут
На фото: столичный троллейбус образца 1933 года
Фото: Микулина Елена / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Первый троллейбус, получивший в честь Лазаря Кагановича индекс ЛК, имел деревянный каркас, мог развивать скорость до 50 км/ч. В салоне имелось 37 сидений. Троллейбус работал с 7 до 24 часов
Фото: Грачев Михаил / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
В январе 1934 года первую линию продлили до площади Революции, в декабре того же года была открыта вторая линия — по Арбату. К концу года по двум линиям ездили 36 троллейбусов серии ЛК
На фото: троллейбусы у Триумфальной арки возле Белорусского вокзала, которая позже была снесена
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
К началу Великой Отечественной войны в 1941 году Москва по численности троллейбусов (599 единиц) занимала второе
место в мире после Лондона (1820 единиц)
На фото: женщины разгружают дрова на улице Горького, 1941 год
Фото: Л. Смирнов / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
В начале 1941 года в Москве работало
три троллейбусных парка, которые обслуживали 17 маршрутов. Кроме того, в начале войны в Москве работало 113 грузовых веток. К концу войны их общая протяженность составила 41,2 километра
На фото: площадь Маяковского в годы войны
Фото: Фотоархив журнала «Огонек»
Десятки московских троллейбусов отправляли в тыл. Многие из них затем распределили по другим городам, где в годы войны открыли троллейбусное движение
Фото: Санько Галина / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
В отличие от других стран, где от троллейбусов начали отказываться в 1950-1960-х годах и заменять их на автобусы, в СССР этот вид транспорта активно развивался до конца 1980-х
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
На 1 января 1964 года в Москве было 1811 троллейбусов. Для новых машин в 1962 году был открыт 6-й троллейбусный парк (в Заморинском переулке), а в 1964 году — 7-й троллейбусный парк (Нагатинский)
Фото: Огонек-Ъ / Новиков С. / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
С 1940-х годов для подготовки водителей троллейбусов стали принимать женщин
Фото: Савин Михаил / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
В начале января 1981 года столичный троллейбусный парк насчитывал 2312 машин. В конце 1980-х была разработана программа развития троллейбусной сети на окраинах города, однако ни один из ее проектов так и не был реализован
Фото: Мальцев А. / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
В 1991 году троллейбусы сыграли свою роль во время августовского путча. Люди перегородили ими проезжую часть, чтобы закрыть путь танкам
Фото: Дитякин Алексей / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
После распада СССР троллейбусный транспорт в столичном регионе продолжал развиваться. Новые линии появились в Подмосковье — в Химках, Видном, Подольске
Фото: Игорь Чижов/Коммерсантъ
В августе 1993 года из-за введения одностороннего движения вокруг Кремля была изменена схема всех троллейбусных маршрутов, проходящих через центр Москвы
Фото: Коммерсантъ / Геннадий Гуляев
В 1990-х – 2000-х годах некоторые троллейбусные линии в центре закрылись. Так, были сняты с эксплуатации линии на Манежной улице, на Пушечной улице, на Кузнецком мосту, на Неглинной улице. Опережающее по сравнению с ростом пропускной способности улиц увеличение количества автотранспорта усложняло работу всех видов общественного транспорта, в том числе троллейбусов
Фото: Коммерсантъ / Сафрон Голиков
В 2004 году на маршрут вышли первые троллейбусы с турникетами для автоматической системы контроля проезда. Затем ее будут внедрять и в другом транспорте
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов / купить фото
В 2010 году, практически сразу после вступления Сергея Собянина в должность мэра Москвы, появились упоминания о планах закрытия троллейбусной системы. В 2018 году в столице были запущены первые два электробуса. Они начали ходить по 73-му троллейбусному маршруту
Фото: Коммерсантъ / Эмин Джафаров / купить фото
В августе 2020 года «Мосгортранс» сообщил, что все троллейбусные маршруты в Москве ликвидированы и заменены на электробусные (на фото). Позже мэрия запустила музейный маршрут троллейбуса, связывающий Комсомольскую площадь и Новорязанскую улицу
Фото: Коммерсантъ / Александр Казаков / купить фото