Дорога жизни
Как работала главная транспортная артерия блокадного Ленинграда
8 сентября 1941 года немецкие войска заняли Шлиссельбург, отрезав Ленинград от всей страны по суше. Началась военная блокада Северной столицы. Для длительной осады в городе не было достаточных запасов продовольствия и топлива, снабжение осуществлялась по воздуху и по Ладожскому озеру. Подготовка к строительству зимней дороги по льду Ладожского озера началась вскоре после взятия Шлиссельбурга. В ноябре трасса получила официальное название Военно-автомобильная дорога №101
Фото: Getty Images
Инфраструктура дороги строилась с нуля. Сооружались склады и базы, обогревательные и медицинские пункты, пункты питания и технической помощи, телеграфные и телефонные станции, устанавливались специальные дорожные знаки. По дну Ладоги был построен трубопровод, снабжавший город топливом. Прибрежную инфраструктуру также пришлось строить практически с нуля — главным портом в том районе тогда был Шлиссельбург, ранее взятый немцами
Фото: Getty Images
Общая протяженность трассы составляла около 30 км. Она связывала деревню Кокорево со стороны Ленинграда и деревни Кобона и Лаврово с противоположной стороны Ладожского озера (на схеме). Непосредственно в Ленинград грузы доставлялись от берега по Ириновской железной дороге
22 ноября 1941 года открылось пешеходное и гужевое движение по дороге, 25 ноября — автомобильное. Первые грузовики, ехавшие по дороге, везли лишь по два-три мешка с продовольствием из-за хрупкого льда. За сутки водители старались делать по два рейса, одним из лозунгов тех дней был: «Каждые два рейса обеспечивают 10500 ленинградских жителей. Борись за два рейса». Редкие водители успевали делать по три рейса
На фото: солдаты разгружают ящики с продовольствием на складе на Ладожском озере
Фото: РИА Новости
Дорогу прокладывали по принципу наименьшей глубины — там, где лед прорывался реже. Из-за быстрой изнашиваемости трасс их приходилось прокладывать заново, меняя маршрут, за два года это делали несколько десятков раз. На «Дороге жизни» работало около 4 тыс. автомобилей. За два года было потеряно более 1 тыс. грузовиков. Рейсы проходили в тяжелых погодных условиях, дорогу регулярно заметало снегом, дул сильный ветер. Зачастую водители ездили по дороге с открытыми дверями, чтобы, если машина начнет тонуть, успеть из нее выпрыгнуть
Фото: Getty Images
Весной и летом продукты доставляли на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-Западного речного пароходства. Перевозки происходили на фоне непрерывных обстрелов и налетов немецкой авиации, чьи позиции находились всего в паре десятков километров от дороги. Из-за этого приходилось применять разнообразные средства маскировки и военной поддержки
Фото: РИА Новости
Помимо продовольствия, в город привозили топливо, спирт, мыло, свечи. На обратном пути эвакуировали местных жителей, вывозили оборудование, ценности и продукцию ленинградских военных заводов, продолжавших работать в условиях блокады
На фото: самолеты с продовольствием для ленинградцев летят над Ладожским озером
Фото: РИА Новости
Всего на трассе работали до 20 тыс. человек. Помимо водителей и механиков, это были регулировщики, специалисты по прокладке новых путей и разведке льда, а также другие работники
На фото: крестьянин закапывает воронки от бомб на «Дороге жизни»
Фото: РИА Новости
В первую зиму дорога функционировала 152 дня — до 24 апреля 1942 года. Вторая блокадная зима была теплее предыдущей, автомобильное движение по дороге началось на месяц позже, чем в 1941-м — 24 декабря. Ледовая дорога работала до 30 марта 1943 года. Всего с сентября 1941 года по март 1943-го с помощью «Дороги жизни» по льду и воде было перевезено 1,62 млн т грузов, из города эвакуировали 1,38 млн человек
Фото: РИА Новости
В январе 1943 года советские войска прорвали блокаду Ленинграда, после чего вдоль южного берега Ладожского озера была сооружена железная дорога через Шлиссельбург — «Дорога Победы»
На фото: бойцы Ленинградского фронта водружают Красное знамя на берегу Ново-Ладожского канала в освобожденном Шлиссельбурге
Фото: РИА Новости
В 1968 году в поселке Ладожское озеро был открыт Центральный военно-морской музей «Дорога жизни», посвященный истории блокадного Ленинграда. Среди памятных мест на побережье у трассы — композиция «Разорванное кольцо» (на фото), ансамбль «Румболовская гора», памятник «Цветок жизни» и другие мемориалы
Фото: Коммерсантъ / Александр Чиженок / купить фото
С марта 2020 года расследуется уголовное дело о нарушении требований сохранения и использования объектов культурного наследия при функционировании музея. Власти Ленинградской области утверждают, что в нем активно идет реставрация
На фото: музейная экспозиция у «Дороги жизни» — грузовик ГАЗ-АА. Наряду с ЗИС-5 машины этой модели составляли основу автопарка трассы
Фото: Коммерсантъ / Александр Чиженок / купить фото
8 сентября 1941 года немецкие войска заняли Шлиссельбург, отрезав Ленинград от всей страны по суше. Началась военная блокада Северной столицы. Для длительной осады в городе не было достаточных запасов продовольствия и топлива, снабжение осуществлялась по воздуху и по Ладожскому озеру. Подготовка к строительству зимней дороги по льду Ладожского озера началась вскоре после взятия Шлиссельбурга. В ноябре трасса получила официальное название Военно-автомобильная дорога №101
Фото: Getty Images
Инфраструктура дороги строилась с нуля. Сооружались склады и базы, обогревательные и медицинские пункты, пункты питания и технической помощи, телеграфные и телефонные станции, устанавливались специальные дорожные знаки. По дну Ладоги был построен трубопровод, снабжавший город топливом. Прибрежную инфраструктуру также пришлось строить практически с нуля — главным портом в том районе тогда был Шлиссельбург, ранее взятый немцами
Фото: Getty Images
Общая протяженность трассы составляла около 30 км. Она связывала деревню Кокорево со стороны Ленинграда и деревни Кобона и Лаврово с противоположной стороны Ладожского озера (на схеме). Непосредственно в Ленинград грузы доставлялись от берега по Ириновской железной дороге
22 ноября 1941 года открылось пешеходное и гужевое движение по дороге, 25 ноября — автомобильное. Первые грузовики, ехавшие по дороге, везли лишь по два-три мешка с продовольствием из-за хрупкого льда. За сутки водители старались делать по два рейса, одним из лозунгов тех дней был: «Каждые два рейса обеспечивают 10500 ленинградских жителей. Борись за два рейса». Редкие водители успевали делать по три рейса
На фото: солдаты разгружают ящики с продовольствием на складе на Ладожском озере
Фото: РИА Новости
Дорогу прокладывали по принципу наименьшей глубины — там, где лед прорывался реже. Из-за быстрой изнашиваемости трасс их приходилось прокладывать заново, меняя маршрут, за два года это делали несколько десятков раз. На «Дороге жизни» работало около 4 тыс. автомобилей. За два года было потеряно более 1 тыс. грузовиков. Рейсы проходили в тяжелых погодных условиях, дорогу регулярно заметало снегом, дул сильный ветер. Зачастую водители ездили по дороге с открытыми дверями, чтобы, если машина начнет тонуть, успеть из нее выпрыгнуть
Фото: Getty Images
Весной и летом продукты доставляли на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-Западного речного пароходства. Перевозки происходили на фоне непрерывных обстрелов и налетов немецкой авиации, чьи позиции находились всего в паре десятков километров от дороги. Из-за этого приходилось применять разнообразные средства маскировки и военной поддержки
Фото: РИА Новости
Помимо продовольствия, в город привозили топливо, спирт, мыло, свечи. На обратном пути эвакуировали местных жителей, вывозили оборудование, ценности и продукцию ленинградских военных заводов, продолжавших работать в условиях блокады
На фото: самолеты с продовольствием для ленинградцев летят над Ладожским озером
Фото: РИА Новости
Всего на трассе работали до 20 тыс. человек. Помимо водителей и механиков, это были регулировщики, специалисты по прокладке новых путей и разведке льда, а также другие работники
На фото: крестьянин закапывает воронки от бомб на «Дороге жизни»
Фото: РИА Новости
В первую зиму дорога функционировала 152 дня — до 24 апреля 1942 года. Вторая блокадная зима была теплее предыдущей, автомобильное движение по дороге началось на месяц позже, чем в 1941-м — 24 декабря. Ледовая дорога работала до 30 марта 1943 года. Всего с сентября 1941 года по март 1943-го с помощью «Дороги жизни» по льду и воде было перевезено 1,62 млн т грузов, из города эвакуировали 1,38 млн человек
Фото: РИА Новости
В январе 1943 года советские войска прорвали блокаду Ленинграда, после чего вдоль южного берега Ладожского озера была сооружена железная дорога через Шлиссельбург — «Дорога Победы»
На фото: бойцы Ленинградского фронта водружают Красное знамя на берегу Ново-Ладожского канала в освобожденном Шлиссельбурге
Фото: РИА Новости
В 1968 году в поселке Ладожское озеро был открыт Центральный военно-морской музей «Дорога жизни», посвященный истории блокадного Ленинграда. Среди памятных мест на побережье у трассы — композиция «Разорванное кольцо» (на фото), ансамбль «Румболовская гора», памятник «Цветок жизни» и другие мемориалы
Фото: Коммерсантъ / Александр Чиженок / купить фото
С марта 2020 года расследуется уголовное дело о нарушении требований сохранения и использования объектов культурного наследия при функционировании музея. Власти Ленинградской области утверждают, что в нем активно идет реставрация
На фото: музейная экспозиция у «Дороги жизни» — грузовик ГАЗ-АА. Наряду с ЗИС-5 машины этой модели составляли основу автопарка трассы
Фото: Коммерсантъ / Александр Чиженок / купить фото