Борт проводников
50 лет объединению «Урал-Сервис»
История студенческого объединения «Урал-сервис» началась в 1971 году, когда по решению пермского обкома комсомола был образован первый студенческий отряд «Проводник». Основной его идеей было привлечение студентов в летний период к работе на поездах дальнего следования, чтобы дать возможность кадровым проводникам получить ежегодный отпуск. Отметим, что впервые семь студентов работали в Пермском резерве проводников еще в 1963 году. На фото: проводница «Урал-Сервиса» обслуживает вагон, 1980 год.
Фото: Урал-Сервис
В первом отряде работало 90 человек — студенты Пермского госуниверситета, а также их коллеги из политехнического и педагогического институтов.
Фото: Урал-Сервис
Опыт использования труда студентов при обслуживании поездов вскоре был признан успешным, и уже в 1972 году по всем пермским вузам стали образовываться отряды проводников. Студенты-проводники обслуживают поезда до Соликамска и Адлера.
Фото: Урал-Сервис
Уже на следующий год для управления появившихся поездных бригад потребовалась специальная структура — штаб. Он занялся профессиональным обучением студентов, а в период трудовой деятельности организация занималась контролем качества работы студентов. На фото: член штаба Сергей Наумов контролирует выпуск рейса Пермь — Москва, 1983 год.
Фото: Урал-Сервис
Первым командиром штаба стала будущий глава пермского антимонопольного управления Светлана Левченко.
Фото: Урал-Сервис
Свое название «Урал-Сервис» организация получает в 1978 году. А уже в 1984 году у пермских студентов-проводников появился собственный фирменный поезд — №513 «Урал-сервис» сообщением Пермь — Симферополь. В то время это был третий в СССР поезд подобного типа. При отправлении поезда со станции Пермь II по радио вокзала звучала песня «Яростный стройотряд». На фото: бригада первого поезда №513 перед отправкой в рейс, 1984 год.
Фото: Урал-Сервис
Свой поезд означал полный цикл обслуживания составов — от предрейсовой подготовки составов до работы вагонов-ресторанов. Студенты внесли в работу фирменного поезда собственные наработки, выгодно отличавшие его услуги от обычного поезда. В пути студенты «Урал-Сервиса» организовывали для пассажиров досуговые программы (концерты, шашечно-шахматные турниры, кукольные спектакли, радиопередачи и викторины), работало детское купе, театральная касса. В дальнейшем «Урал-сервис» стал первым поездом, в котором был организован вагон-видеосалон и внедрена услуга заказа такси. На фото: отряд «Транзит» перед рейсом в Симферополь, 1990-е годы.
Фото: Урал-Сервис
С 1985 года «Урал-сервис» становится единственным в СССР студенческим отрядом, обслуживающим три вида транспорта: железнодорожный, авиационный и водный. На фото: боец отряда «Речник» перед рейсом.
Фото: Урал-Сервис
Пермский резерв проводников доверял студентам обслуживать лучший фирменный поезд Перми — №13 «Кама». Это право получали лучшие семь отрядов. На фото: пермские проводницы обслуживают рейс поезда «Кама», 1985 год.
Фото: Урал-Сервис
Титул лучшего отряда выявлялся с помощью межотрядного соревнования. В течение подготовительного периода студенческие бригады соревновались по уровню профессиональной подготовки.
Фото: урал
Дополнительные баллы начислялись за различные межотрядные конкурсы: лучшую шоу-программу, лучшую стенгазету, лучшую радиопрограмму. На фото: конкурс шоу-программ, 2010-е годы.
Фото: Урал-Сервис
Из этих мероприятий в конце 1980-х вырос конкурс целинной песни (КЦП), или «Большая звездная ночь». Праздник стройотрядовской песни проходил весной под открытым небом в поселке Янычи. КЦП в 1990-е годы стал ярким театрализованным шоу с эффектной ночной программой. Все костюмы для программ производились в «Урал-сервисе», и каждый год поражали зрителей и гостей праздника своим великолепием. На фото: участники шоу «Большая звездная ночь 1995 года», программа «Три мушкетера».
Фото: урал
В 1990-е годы популярность работы проводником у российских студентов заметно упала, во многих городах стройотрядовское движение прекратило существование. Однако «Урал-Сервис» продолжил обслуживать пассажирские поезда.
В 1997 году Министерство путей сообщения РФ на фоне грядущего кризиса решило отказаться от услуг студентов-проводников, и почти целое лето пермские студенты оставались без работы. В итоге появилось новое направление в работе «Урал-Сервиса» — волонтерское. Студенты стали участвовать в благотворительных проектах — бесплатно работать на социально значимых стройках. Первым «Урал-Сервис» открыл летний молодежный трудовой лагерь в поселке Кучино, где группа студентов, не попавшая на поезда, безвозмездно работала на строительстве музея ГУЛАГа.
Фото: Урал-Сервис
Волонтерские проекты «Урал-Сервиса», не предполагающие работу проводником летом, сейчас одно из ключевых проектов молодежного объединения. С 2004 года отряд открыл круглогодичную программу «Белогорский монастырь» (безвозмездные волонтерские работы по возрождению главной святыни Урала). На фото: трудовой десант в Белогорском монастыре, 2006 год.
В 1998 году транспортный отряд «Урал-сервис» преобразуется в Пермское молодежно-студенческое объединение и становится аутсорсинговой компанией, выступая для студенческих отрядов уже в качестве работодателя.
Студенты «Урал-Сервиса» в трудовом десанте по восстановлению архитектурно-этнографического комплекса «Хохловка».
Фото: Урал-Сервис
В 2010 году волонтерская деятельность «Урал-Сервиса» становится международной: члены отряда работают на восстановлении замка Д'Юрфэ и крепости Шатель во Франции.
За 50 лет деятельности отрядов «Урал-Сервиса» из его рядов вышло немало известных пермяков. Например, бывший глава Перми Игорь Шубин.
Фото: ПМСО "Урал-Сервис"
Одним из первых руководителей «Урал-Сервиса» был Евгений Пегушин, будущий гендиректор Пермской финансово-производственной группы.
Фото: Урал-Сервис
Гендиректор НПФ ВТБ Лариса Горчаковская начинала трудовую карьеру в 1990-х в составе отряда «Движение».
Фото: Урал-Сервис
В штабе проводников работал будущий главный врач городской больницы им. С. Н. Гринберга Сергей Наумов.
Активным участником стройотрядовского движения был первый замминистра здравоохранения края Евгений Рожнев.
Отряд «Славянка» возглавлял замгендиректора «Газпром газораспределение Пермь» Алексей Синев.
Фото: Урал-Сервис
С 1983 года и до сегодняшнего дня руководителем «Урал-Сервиса» является Евгений Шляхов.
За 50 лет работы в составе «Урал-Сервиса» было образовано свыше 90 отрядов, через которые прошли десятки тысяч студентов. В сезоне 2020/2021 года пермские поезда обслуживали студенты из 17 отрядов.
История студенческого объединения «Урал-сервис» началась в 1971 году, когда по решению пермского обкома комсомола был образован первый студенческий отряд «Проводник». Основной его идеей было привлечение студентов в летний период к работе на поездах дальнего следования, чтобы дать возможность кадровым проводникам получить ежегодный отпуск. Отметим, что впервые семь студентов работали в Пермском резерве проводников еще в 1963 году. На фото: проводница «Урал-Сервиса» обслуживает вагон, 1980 год.
Фото: Урал-Сервис
В первом отряде работало 90 человек — студенты Пермского госуниверситета, а также их коллеги из политехнического и педагогического институтов.
Фото: Урал-Сервис
Опыт использования труда студентов при обслуживании поездов вскоре был признан успешным, и уже в 1972 году по всем пермским вузам стали образовываться отряды проводников. Студенты-проводники обслуживают поезда до Соликамска и Адлера.
Фото: Урал-Сервис
Уже на следующий год для управления появившихся поездных бригад потребовалась специальная структура — штаб. Он занялся профессиональным обучением студентов, а в период трудовой деятельности организация занималась контролем качества работы студентов. На фото: член штаба Сергей Наумов контролирует выпуск рейса Пермь — Москва, 1983 год.
Фото: Урал-Сервис
Первым командиром штаба стала будущий глава пермского антимонопольного управления Светлана Левченко.
Фото: Урал-Сервис
Свое название «Урал-Сервис» организация получает в 1978 году. А уже в 1984 году у пермских студентов-проводников появился собственный фирменный поезд — №513 «Урал-сервис» сообщением Пермь — Симферополь. В то время это был третий в СССР поезд подобного типа. При отправлении поезда со станции Пермь II по радио вокзала звучала песня «Яростный стройотряд». На фото: бригада первого поезда №513 перед отправкой в рейс, 1984 год.
Фото: Урал-Сервис
Свой поезд означал полный цикл обслуживания составов — от предрейсовой подготовки составов до работы вагонов-ресторанов. Студенты внесли в работу фирменного поезда собственные наработки, выгодно отличавшие его услуги от обычного поезда. В пути студенты «Урал-Сервиса» организовывали для пассажиров досуговые программы (концерты, шашечно-шахматные турниры, кукольные спектакли, радиопередачи и викторины), работало детское купе, театральная касса. В дальнейшем «Урал-сервис» стал первым поездом, в котором был организован вагон-видеосалон и внедрена услуга заказа такси. На фото: отряд «Транзит» перед рейсом в Симферополь, 1990-е годы.
Фото: Урал-Сервис
С 1985 года «Урал-сервис» становится единственным в СССР студенческим отрядом, обслуживающим три вида транспорта: железнодорожный, авиационный и водный. На фото: боец отряда «Речник» перед рейсом.
Фото: Урал-Сервис
Пермский резерв проводников доверял студентам обслуживать лучший фирменный поезд Перми — №13 «Кама». Это право получали лучшие семь отрядов. На фото: пермские проводницы обслуживают рейс поезда «Кама», 1985 год.
Фото: Урал-Сервис
Титул лучшего отряда выявлялся с помощью межотрядного соревнования. В течение подготовительного периода студенческие бригады соревновались по уровню профессиональной подготовки.
Фото: урал
Дополнительные баллы начислялись за различные межотрядные конкурсы: лучшую шоу-программу, лучшую стенгазету, лучшую радиопрограмму. На фото: конкурс шоу-программ, 2010-е годы.
Фото: Урал-Сервис
Из этих мероприятий в конце 1980-х вырос конкурс целинной песни (КЦП), или «Большая звездная ночь». Праздник стройотрядовской песни проходил весной под открытым небом в поселке Янычи. КЦП в 1990-е годы стал ярким театрализованным шоу с эффектной ночной программой. Все костюмы для программ производились в «Урал-сервисе», и каждый год поражали зрителей и гостей праздника своим великолепием. На фото: участники шоу «Большая звездная ночь 1995 года», программа «Три мушкетера».
Фото: урал
В 1990-е годы популярность работы проводником у российских студентов заметно упала, во многих городах стройотрядовское движение прекратило существование. Однако «Урал-Сервис» продолжил обслуживать пассажирские поезда.
В 1997 году Министерство путей сообщения РФ на фоне грядущего кризиса решило отказаться от услуг студентов-проводников, и почти целое лето пермские студенты оставались без работы. В итоге появилось новое направление в работе «Урал-Сервиса» — волонтерское. Студенты стали участвовать в благотворительных проектах — бесплатно работать на социально значимых стройках. Первым «Урал-Сервис» открыл летний молодежный трудовой лагерь в поселке Кучино, где группа студентов, не попавшая на поезда, безвозмездно работала на строительстве музея ГУЛАГа.
Фото: Урал-Сервис
Волонтерские проекты «Урал-Сервиса», не предполагающие работу проводником летом, сейчас одно из ключевых проектов молодежного объединения. С 2004 года отряд открыл круглогодичную программу «Белогорский монастырь» (безвозмездные волонтерские работы по возрождению главной святыни Урала). На фото: трудовой десант в Белогорском монастыре, 2006 год.
В 1998 году транспортный отряд «Урал-сервис» преобразуется в Пермское молодежно-студенческое объединение и становится аутсорсинговой компанией, выступая для студенческих отрядов уже в качестве работодателя.
Студенты «Урал-Сервиса» в трудовом десанте по восстановлению архитектурно-этнографического комплекса «Хохловка».
Фото: Урал-Сервис
В 2010 году волонтерская деятельность «Урал-Сервиса» становится международной: члены отряда работают на восстановлении замка Д'Юрфэ и крепости Шатель во Франции.
За 50 лет деятельности отрядов «Урал-Сервиса» из его рядов вышло немало известных пермяков. Например, бывший глава Перми Игорь Шубин.
Фото: ПМСО "Урал-Сервис"
Одним из первых руководителей «Урал-Сервиса» был Евгений Пегушин, будущий гендиректор Пермской финансово-производственной группы.
Фото: Урал-Сервис
Гендиректор НПФ ВТБ Лариса Горчаковская начинала трудовую карьеру в 1990-х в составе отряда «Движение».
Фото: Урал-Сервис
В штабе проводников работал будущий главный врач городской больницы им. С. Н. Гринберга Сергей Наумов.
Активным участником стройотрядовского движения был первый замминистра здравоохранения края Евгений Рожнев.
Отряд «Славянка» возглавлял замгендиректора «Газпром газораспределение Пермь» Алексей Синев.
Фото: Урал-Сервис
С 1983 года и до сегодняшнего дня руководителем «Урал-Сервиса» является Евгений Шляхов.
За 50 лет работы в составе «Урал-Сервиса» было образовано свыше 90 отрядов, через которые прошли десятки тысяч студентов. В сезоне 2020/2021 года пермские поезда обслуживали студенты из 17 отрядов.