Игра недоверия
Советские детективы как кино морального беспокойства
Когда смотришь советские кинодетективы спустя десятилетия после их выхода, видно, что этот жанр нес в себе какую-то неразрешимую проблему. Обилие его образцов — череда провалов. Иногда по-настоящему талантливых, иногда обладающих курьезной привлекательностью, но почти всегда чрезвычайно нелепых. Дело здесь не в неспособности советских режиссеров к жанровому искусству как таковому (контрпример — история советской фантастики с ее шедеврами). Дело в применимости детектива к самой советской реальности. Позднесоветские авторы с наслаждением снимали экранизации западной классики (сериал Масленникова о Шерлоке Холмсе, говорухинские «Десять негритят»), но при попытке перенести его структуры на родную почву что-то не клеилось.