«Ленфильм» перешел на новый этап
Старейшей киностудии страны — 111 лет
5 марта 1914 года в Петербурге создали Военно-кинематографический отдел Скобелевского комитета, который в 1918 году стал известен как Петроградский кинокомитет, а затем преобразовался в «Севзапкино» — прототип киностудии «Ленфильм»
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
Военно-кинематографический отдел расположился в двухэтажном здании Николаевской академии Генерального штаба на Суворовском проспекте, 32Б (в настоящее время здание не существует). Позже он переехал на Николаевскую улицу (современное название — улица Марата). Одной из первых документальных работ киноотдела стал репортаж «Гимнастика на машинах в Павловском военном училище 5 июля 1913 года» (на фото)
Фото: Скобелевский комитет / Wikipedia
Первый художественный фильм, выпущенный на киностудии в 1918 году,— «Уплотнение» (реж. Александр Пантелеев и Анатолий Долинов). Сценарий к проекту написал революционер Анатолий Луначарский, к тому же первый нарком просвещения РСФСР появился в кино в эпизодической роли
Фото: Киностудия «Ленфильм»
В 1920-е годы киностудия развивалась как творческое объединение, ленфильмовцы запустили Фабрику эксцентричного актера (ФЭКС) и Киноэкспериментальную мастерскую (КЭМ). Одним из ключевых проектов того времени стал агитфильм «Взятие Зимнего дворца» (реж. Константин Державин). Его снимали на Дворцовой площади в ноябре 1920 года, а в массовке приняло участие несколько тысяч человек
Фото: Wikipedia
«Ленфильмом» киностудию начали называть только в 1934 году, до этого площадка неоднократно меняла названия по экономическим и политическим причинам. За 12 лет имя поменялось семь раз. Так, в разное время ее называли «Севзапкино», «Ленинградкино», «Совкино», Союзкино» и даже «Росфильм»
Фото: pastvu.com / автор неизвестен
Одновременно со сменой названия на экраны вышла легендарная кинокартина «Чапаев» (реж. Георгий и Сергей Васильевы). Братья Васильевы так спешили с премьерой к годовщине Октябрьской революции, что не успели выпустить плакаты к фильму. Первый дневной сеанс в Ленинграде стал провальным: в кинотеатры практически никто не пришел. Однако молва о фильме распространилась быстро, и к вечеру зрители штурмовали кинозалы
Фото: МАММ / МДФ / russiainphoto.ru
Студия беспрерывно работала с момента основания — даже в годы Великой Отечественной войны. Летом 1941 года ленфильмовцы занимались созданием боевых альманахов, но в последние часы перед окружением Ленинграда эшелон кинематографистов успел эвакуироваться в Алма-Ату, где сняли фильмы «Воздушный извозчик» (реж. Герберт Раппапорт), «Актриса» (реж. Леонид Трауберг) и «Небесный тихоход» (реж. Семен Тимошенко). На фотографии кадр из фильма «Небесный тихоход»
Фото: Киностудия «Ленфильм»
Возвращение в Ленинград после войны ознаменовалось выходом черно-белой киносказки «Золушка» (реж. Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро). Ее сценарий представили худсовету в мае 1945 года, а премьера состоялась через два года. За 1947 год ее посмотрело более 18 млн зрителей, а в 2010 году студия выпустила цветную версию фильма
Фото: Киностудия «Ленфильм»
Главное здание киностудии построили в 1956 году в глубине сквера на Каменноостровском проспекте по проекту архитектора Георгия Петрова. Комплекс выполнен в классическом стиле с колонным порталом и треугольным фронтоном
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
С начала 1960-х годов часть подразделений разместили в Сосновой Поляне. Перенос части площадок выполнили для проведения натурных съемок на природе. К примеру, кадры отсюда можно увидеть в «Сержанте милиции» (реж. Герберт Раппапорт). Всего здесь размещалось пять корпусов со съемочными павильонами на 26,5 тыс. кв. м. Теперь площадки частично сдаются в аренду. На фото кадр из фильма «Сержант милиции»
Фото: Киностудия «Ленфильм»
За годы работы на киностудии сняли около 1,5 тыс. фильмов. Самыми кассовыми критики считают «Свадьбу в Малиновке» (реж. Андрей Тутышкин) и «Человека-амфибию» (реж. Владимир Чеботарев и Геннадий Казанский). Только за 1960-е годы картины посмотрели 75 и 65 млн зрителей соответственно. На фото: кадр из фильма «Человек-амфибия»
Фото: Киностудия «Ленфильм»
Двухсерийный фильм по трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет» (реж. Григорий Козинцев) выпустили в 1964 году. Проект преследовали неудачи: сначала умер оператор Андрей Москвин, а потом после конфликта из команды ушел Дмитрий Месхиев, который его должен был заменить. С утвержденным на роль Горацио Николаем Гринько расторгли контракт тоже почти сразу из-за скандала с Иннокентием Смоктуновским, а актер Александр Чекаевский попал под поезд во время съемок
Фото: Киностудия «Ленфильм»
С 1965 года логотипом киностудии считается Медный всадник. Его кинематографический вариант был разработан художницей Мариной Бологовской и оператором комбинированных съемок Эдгаром Штырцкобером. Медный всадник стал эмблемой «Ленфильма» после конкурса в газете «Кадр», где он соревновался с Лениным на броневике и Петропавловским собором
Во второй половине 1960-х годов на волне популярности фильмов о «Неуловимых мстителях» киношники начали снимать в жанре истерн. Проект должны вести Андрей Кончаловский и Фридрих Горенштейн, но их сценарий не устроил «Ленфильм» и за дело взялся Валентин Ежов, а за сценарий отвечал Рустам Ибрагимбеков, которого все считали знатоком Востока. «Скрыв, что никогда в жизни не был в Средней Азии и в революционных событиях не участвовал, я обещал поделиться своим восточным опытом»,— вспоминал потом Ибрагимбеков. Однако, когда производство закончилось, «Белое солнце пустыни» не прошло цензуру. Фильм так бы и остался лежать на полке, если бы его случайно не показали секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, которому картина очень понравилась. В 1970 году премьера прошла в кинотеатрах по всей стране
Фото: Киностудия «Ленфильм»
В 1971 году сняли «Проверку на дорогах». Фильм стал самостоятельным режиссерским дебютом Алексея Германа (на фото слева). Сценарий основан на повести Юрия Германа, отца режиссера. До зрителя проект дошел только в 1986 году — до перестройки он лежал на полке. Председатель Госкино СССР Алексей Романов увидел в фильме нападки на лучшие образцы советского искусства, посвященного Великой Отечественной войне, и заботился о том, чтобы лента не увидела света
Фото: Киностудия «Ленфильм»
В середине 1970-х годов СССР при сотрудничестве с США выпускает сказку «Синяя птица» (реж. Джордж Кьюкор), где главные роли исполняют голливудские актрисы Джейн Фонда и Элизабет Тейлор. С последней у киностудии произошла необычная история. Тейлор не нравился ни один костюм, который ей предлагала съемочная группа, поэтому экстренно вместо британских дизайнеров решили позвать советскую художницу Марину Азизян. Именно ее работа и пошла в итоговый вариант ленты. Сейчас белое платье в серебряных пайетках выставлено в музее «Ленфильма»
Фото: Киностудия «Ленфильм»
Цикл мини-сериалов о британском сыщике Шерлоке Холмсе и его помощнике докторе Ватсоне был также рожден на «Ленфильме». Режиссером телефильмов, снятых в 1979–1986 годах, выступил Игорь Масленников. Впервые их историю зрители увидели на экранах в 1980 году, и она сразу получила огромный успех. После выхода первых серий создатели сериала были завалены письмами от зрителей, требующих продолжения. Героев отправили на пенсию только в 1986 году, причем Рина Зеленая к тому времени почти полностью потеряла зрение, а Василий Ливанов испортил отношения с режиссером
Фото: Киностудия «Ленфильм»
По сценарию Константина Симонова в 1976 году выходит фильм «Двадцать дней без войны» (реж. Алексей Герман). Писатель сам предложил Герману экранизировать его, желая сотрудничать с молодым и энергичным режиссером. В процессе подготовки к съемкам фильма Герман изучил архив автора, включая все его записи с фронта, которые он диктовал машинисткам по приезде с фронта. «“Двадцать дней без войны” — против фальшака войны на экранах. Мы хотели, чтобы наш рассказ соответствовал тому горю, которое пережил народ и на фронте, и в тылу, когда страшно голодали, спали, закопавшись в уголь, и из последних сил делали все для фронта. Мы сразу поняли, что нужен правдивый главный герой. Если это будет молодой журналист, то почему ты не воюешь? Поэтому появился Юрий Никулин»,— рассказывал после премьеры Алексей Герман
Фото: Киностудия «Ленфильм»
В июне 1979 года вышла музыкальная комедия «Трое в лодке, не считая собаки» (реж. Наум Бирман). В фильме сыграли звезды отечественного кинематографа — Андрей Миронов, Александр Ширвиндт и Михаил Державин, которые тогда вышли в отпуск после сезона в Театре сатиры. Роль Монморанси исполнили сразу два фокстерьера: Герцог и Грех. Как отмечали актеры, Герцог был злобным, но отлично выполнял все трюки, в то время как Грех оказался добродушным, но менее сообразительным, и участвовал в сценах с актерами. В титрах фильма указан только Герцог
Фото: Киностудия «Ленфильм»
Андрей Миронов сыграл еще в одном проекте «Ленфильма» в 1984 году. В начале июня того года на большие экраны вышел «Мой друг Иван Лапшин». Алексей Герман вновь снимал картину, основываясь на повести отца. Сюжет основан на истории начальника уголовного розыска города Унчанска Ивана Лапшина (Андрей Болтнев) — на небольшом отрывке из его жизни и жизни его друзей, товарищей и знакомых. События фильма, происходящие в 1930-е годы, рассказываются от лица человека, который в то время был девятилетним мальчиком и вспоминает их много лет спустя. В 1986 году фильм получил призы на фестивале в Локарно и Роттердаме, а затем госпремию РСФСР
Фото: Киностудия «Ленфильм»
Снимал на «Ленфильме» и Александр Сокуров. Здесь он доснял свою дипломную работу во ВГИКе «Одинокий голос человека». Проект по мотивам произведений Андрея Платонова, рассказывает о судьбе русского солдата, вернувшегося с Гражданской войны. Фильм был запрещен к показу в течение нескольких лет и выпущен только в 1987 году. Он сразу же привлек внимание к Сокурову как к режиссеру
Фото: Киностудия «Ленфильм»
Владимир Бортко снимал знаменитое «Собачье сердце» тоже на «Ленфильме». При этом в разных сценах двухсерийного фильма, кроме павильонов студии, можно увидеть внутренние проезды Апраксина двора, дворцы-колодцы на Лиговском проспекте и Обводном канале, а квартира профессора Преображенского находится на Моховой улице, 27
Фото: Киностудия «Ленфильм»
В 1995 году в прокат вышла кинокомедия «Особенности национальной охоты» (реж. Александр Рогожкин), которую зрители сразу окрестили народной. Сценарий фильма Рогожкин написал после поездки на охоту с директором будущей картины Михаилом Кирилюком, который был страстным охотником
Фото: Киностудия «Ленфильм»
В период с 1994 по 1996 год киностудия называлась «Санкт-Петербургская киностудия “Ленфильм”»; с 1996 по 2003 год — СПб ГУП «Киностудия “Ленфильм”»; с 2003 по 2004 год — ФГУП ТПО «Киностудия “Ленфильм”». Далее она уже получила статус открытого акционерного общества
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
Федор Бондарчук возглавил совет директоров «Ленфильма» в 2012 году, его утвердило на эту должность Росимущество. Выбор кинорежиссера сюрпризом не был, потому как его кандидатура активно поддерживалась Минкультом. В дополнение к этому обновился и состав руководства, его сформировали из пожеланий министерства. В 2013 году «Ленфильм» взял кредит у ВТБ на сумму 1,5 млрд рублей, чтобы восстановить работу. Планировалось, что в киностудии будут ориентироваться на массовое кино
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
Кинокартина по мотивам повести братьев Стругацких «Трудно быть богом» вышла в 2013 году уже после смерти его создателя Алексея Германа. Часть работы, в том числе переозвучивание, доделывал его сын Алексей Герман-младший. Герман-старший вдохновлялся, по словам кинокритика Любови Аркус, «Андреем Рублевым» (реж. Андрей Тарковский) и «Девичьим источником» (реж. Ингмар Бергман)
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
При участии киностудии в 2016 году вышел «Дуэлянт» (реж. Алексей Мизгерев). Приключенческий фильм с Владимиром Машковым, Александром Яценко и Павлом Табаковым собрал 376 млн рублей в прокате, хотя на его производство потратили 725 млн
Фото: WDSSPR
Новый виток популярности «Ленфильм» получил в 2017 году с выходом первой части трилогии «Гоголь. Начало» (реж. Егор Баранов». Фильм стал переосмыслением «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и биографии Николая Гоголя. Ужастик с Александром Петровым и Олегом Меньшиковым получил хорошую оценку от кинокритиков и зрителей, однако следующие части имели меньший коммерческий успех из-за сюжетных дыр
Фото: Каропрокат
«Матильду» (реж. Алексей Учитель) снимали тоже в павильонах киностудии. Причем выдача прокатного удостоверения сопровождалась скандалом и протестом со стороны верующих, которые назвали эротические сцены с участием Николая II неподобающими из-за его причисления к лику святости страстотерпца. Также против выхода фильма высказывалась Русская православная церковь (РПЦ)
Фото: ТПО Рок
Эдуарда Пичугина, который руководил «Ленфильмом» восемь лет и под чьим руководством был взят кредит на 1,5 млрд рублей, отстранили от должности в феврале 2020 года. Через полгода был назначен новый руководитель студии — Федор Щербаков (справа). Он сменил на этой должности Инессу Юрченко, которая исполняла обязанности врио гендиректора
Фото: Коммерсантъ / Алексей Смагин
Также в это время на сайте Федеральной службы судебных приставов (ФССП) была опубликована информация о задолженности студии перед банком в размере 2,2 млрд рублей. На это президент ВТБ Андрей Костин, заявил, что в случае если государство не предоставит субсидии на погашение кредита, «Ленфильму» придется объявить дефолт. Впоследствии киностудии выделили бюджетные деньги для погашения долга
Фото: Коммерсантъ / Александр Казаков / купить фото
В 2021 году «Ленфильм» получил право на часть дохода от использования «золотой коллекции» из более чем тысячи фильмов, снятых на студии до 1992 года. Однако 50% дохода от использования этой коллекции перечисляется в Госфильмофонд
Фото: Коммерсантъ / Алексей Смагин
Федор Щербаков проработал в «Ленфильме» до середины февраля 2024 года, когда его обвинили в вымогательстве в особо крупном размере (п. «б» ч. 3 ст. 163 УК РФ). По версии следствия, он был куратором Telegram-каналов, которые шантажировали компроматом топ-менеджера «Ростеха» Василия Бровко (на фото). После объявления его в международный розыск Федора Щербакова из киностудии уволили
Фото: пресс-служба ГК «Ростех»
На освободившееся место пришел Эдуард Суворов, но он пробыл на посту главы недолго. Летом 2024 года он потерял приставку врио, а в декабре его уже сняли с должности. Впрочем, за это время ООО «Радмир» добилось в суде подтверждения решения о взыскании с «Ленфильма» задолженности почти в 5,457 млн рублей за пользование чужими финансами. В свою очередь, киностудия просила о предоставлении отсрочки на оплату долга, указывая на трудное финансовое положение
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
В декабре 2024 года на место Суворова пришла экс-глава службы безопасности киностудии Надежда Андрющенко. На тот момент о других кадровых перестановках не сообщалось, но в конце января 2025 года стало известно, что тогда же Федор Бондарчук покинул совет директоров киностудии, где занимал должность председателя. По его словам, решение было принято на фоне нестабильного финансового положения студии и частых смен директоров. Также в январе компания «Радмир» подала иск о банкротстве киностудии, однако теперь суд оставил заявление без движения. В картотеке арбитражных дел есть иски к от Росимущества и ООО «Градпроект» на общую сумму 2,2 млн рублей
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
После кадровой чехарды в руководстве «Ленфильма» Союз кинематографистов Санкт-Петербурга обратился к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину (на фото) и губернатору Александру Беглову с просьбой рассмотреть возможность передачи управления киностудии «Ленфильм» в компетенцию городского комитета по культуре. Ответственный секретарь союза Александр Бабаян отметил, что Минкульт не в состоянии эффективно управлять студией из Москвы, поэтому лучше привлечь к работе специалистов из Петербурга
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов / купить фото
В конце февраля 2025 года о проблемах студии рассказал Александр Сокуров. Он поговорил об этом с президентом Владимиром Путиным на вечере памяти первого мэра Петербурга Анатолия Собчака. «Я провел там больше 40 лет. Нам жизненно важно, чтобы студия была, чтобы она работала»,— подытожил Сокуров
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор / купить фото
В настоящее время «Ленфильм» согласует производство серии документальных фильмов о странах БРИКС. На начальном этапе находится разработка проекта о первом большевике Китая Жэнь Фучэне. Кроме того, к 111-летию студии запущен проект «Режиссерские среды», в рамках которого пройдут встречи с известными петербургскими режиссерами: Александром Сокуровым, Владимиром Бортко, Дмитрием Светозаровым, Алексеем Учителем и Алексеем Германом-младшим. На фото руководитель Комитета внешней экономической деятельности объединенного центра делового сотрудничества БРИКС Анатолий Емец (слева) и генеральный директор АО «Киностудия “Ленфильм”» Надежда Андрющенко после подписания Меморандума о стратегическом сотрудничестве между Комитетом внешней экономической деятельности объединенного центра делового сотрудничества БРИКС и АО «Киностудия “Ленфильм”»
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
В прошлом году на «Ленфильме» сняли фильм «Ворожея» (реж. Каролина Кубринская). Киносказку спродюсировал бывший глава студии Эдуард Суворов, в проекте участвовали певец Алексей Воробьев и актриса Анна Ковальчук. Также к выпуску студия готовит кинокартину «Ганди молчал по субботам» с актером из оскароносной «Аноры» (реж. Шон Бейкер) Марком Эйдельштейном
5 марта 1914 года в Петербурге создали Военно-кинематографический отдел Скобелевского комитета, который в 1918 году стал известен как Петроградский кинокомитет, а затем преобразовался в «Севзапкино» — прототип киностудии «Ленфильм»
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
Военно-кинематографический отдел расположился в двухэтажном здании Николаевской академии Генерального штаба на Суворовском проспекте, 32Б (в настоящее время здание не существует). Позже он переехал на Николаевскую улицу (современное название — улица Марата). Одной из первых документальных работ киноотдела стал репортаж «Гимнастика на машинах в Павловском военном училище 5 июля 1913 года» (на фото)
Фото: Скобелевский комитет / Wikipedia
Первый художественный фильм, выпущенный на киностудии в 1918 году,— «Уплотнение» (реж. Александр Пантелеев и Анатолий Долинов). Сценарий к проекту написал революционер Анатолий Луначарский, к тому же первый нарком просвещения РСФСР появился в кино в эпизодической роли
Фото: Киностудия «Ленфильм»
В 1920-е годы киностудия развивалась как творческое объединение, ленфильмовцы запустили Фабрику эксцентричного актера (ФЭКС) и Киноэкспериментальную мастерскую (КЭМ). Одним из ключевых проектов того времени стал агитфильм «Взятие Зимнего дворца» (реж. Константин Державин). Его снимали на Дворцовой площади в ноябре 1920 года, а в массовке приняло участие несколько тысяч человек
Фото: Wikipedia
«Ленфильмом» киностудию начали называть только в 1934 году, до этого площадка неоднократно меняла названия по экономическим и политическим причинам. За 12 лет имя поменялось семь раз. Так, в разное время ее называли «Севзапкино», «Ленинградкино», «Совкино», Союзкино» и даже «Росфильм»
Фото: pastvu.com / автор неизвестен
Одновременно со сменой названия на экраны вышла легендарная кинокартина «Чапаев» (реж. Георгий и Сергей Васильевы). Братья Васильевы так спешили с премьерой к годовщине Октябрьской революции, что не успели выпустить плакаты к фильму. Первый дневной сеанс в Ленинграде стал провальным: в кинотеатры практически никто не пришел. Однако молва о фильме распространилась быстро, и к вечеру зрители штурмовали кинозалы
Фото: МАММ / МДФ / russiainphoto.ru
Студия беспрерывно работала с момента основания — даже в годы Великой Отечественной войны. Летом 1941 года ленфильмовцы занимались созданием боевых альманахов, но в последние часы перед окружением Ленинграда эшелон кинематографистов успел эвакуироваться в Алма-Ату, где сняли фильмы «Воздушный извозчик» (реж. Герберт Раппапорт), «Актриса» (реж. Леонид Трауберг) и «Небесный тихоход» (реж. Семен Тимошенко). На фотографии кадр из фильма «Небесный тихоход»
Фото: Киностудия «Ленфильм»
Возвращение в Ленинград после войны ознаменовалось выходом черно-белой киносказки «Золушка» (реж. Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро). Ее сценарий представили худсовету в мае 1945 года, а премьера состоялась через два года. За 1947 год ее посмотрело более 18 млн зрителей, а в 2010 году студия выпустила цветную версию фильма
Фото: Киностудия «Ленфильм»
Главное здание киностудии построили в 1956 году в глубине сквера на Каменноостровском проспекте по проекту архитектора Георгия Петрова. Комплекс выполнен в классическом стиле с колонным порталом и треугольным фронтоном
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
С начала 1960-х годов часть подразделений разместили в Сосновой Поляне. Перенос части площадок выполнили для проведения натурных съемок на природе. К примеру, кадры отсюда можно увидеть в «Сержанте милиции» (реж. Герберт Раппапорт). Всего здесь размещалось пять корпусов со съемочными павильонами на 26,5 тыс. кв. м. Теперь площадки частично сдаются в аренду. На фото кадр из фильма «Сержант милиции»
Фото: Киностудия «Ленфильм»
За годы работы на киностудии сняли около 1,5 тыс. фильмов. Самыми кассовыми критики считают «Свадьбу в Малиновке» (реж. Андрей Тутышкин) и «Человека-амфибию» (реж. Владимир Чеботарев и Геннадий Казанский). Только за 1960-е годы картины посмотрели 75 и 65 млн зрителей соответственно. На фото: кадр из фильма «Человек-амфибия»
Фото: Киностудия «Ленфильм»
Двухсерийный фильм по трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет» (реж. Григорий Козинцев) выпустили в 1964 году. Проект преследовали неудачи: сначала умер оператор Андрей Москвин, а потом после конфликта из команды ушел Дмитрий Месхиев, который его должен был заменить. С утвержденным на роль Горацио Николаем Гринько расторгли контракт тоже почти сразу из-за скандала с Иннокентием Смоктуновским, а актер Александр Чекаевский попал под поезд во время съемок
Фото: Киностудия «Ленфильм»
С 1965 года логотипом киностудии считается Медный всадник. Его кинематографический вариант был разработан художницей Мариной Бологовской и оператором комбинированных съемок Эдгаром Штырцкобером. Медный всадник стал эмблемой «Ленфильма» после конкурса в газете «Кадр», где он соревновался с Лениным на броневике и Петропавловским собором
Во второй половине 1960-х годов на волне популярности фильмов о «Неуловимых мстителях» киношники начали снимать в жанре истерн. Проект должны вести Андрей Кончаловский и Фридрих Горенштейн, но их сценарий не устроил «Ленфильм» и за дело взялся Валентин Ежов, а за сценарий отвечал Рустам Ибрагимбеков, которого все считали знатоком Востока. «Скрыв, что никогда в жизни не был в Средней Азии и в революционных событиях не участвовал, я обещал поделиться своим восточным опытом»,— вспоминал потом Ибрагимбеков. Однако, когда производство закончилось, «Белое солнце пустыни» не прошло цензуру. Фильм так бы и остался лежать на полке, если бы его случайно не показали секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, которому картина очень понравилась. В 1970 году премьера прошла в кинотеатрах по всей стране
Фото: Киностудия «Ленфильм»
В 1971 году сняли «Проверку на дорогах». Фильм стал самостоятельным режиссерским дебютом Алексея Германа (на фото слева). Сценарий основан на повести Юрия Германа, отца режиссера. До зрителя проект дошел только в 1986 году — до перестройки он лежал на полке. Председатель Госкино СССР Алексей Романов увидел в фильме нападки на лучшие образцы советского искусства, посвященного Великой Отечественной войне, и заботился о том, чтобы лента не увидела света
Фото: Киностудия «Ленфильм»
В середине 1970-х годов СССР при сотрудничестве с США выпускает сказку «Синяя птица» (реж. Джордж Кьюкор), где главные роли исполняют голливудские актрисы Джейн Фонда и Элизабет Тейлор. С последней у киностудии произошла необычная история. Тейлор не нравился ни один костюм, который ей предлагала съемочная группа, поэтому экстренно вместо британских дизайнеров решили позвать советскую художницу Марину Азизян. Именно ее работа и пошла в итоговый вариант ленты. Сейчас белое платье в серебряных пайетках выставлено в музее «Ленфильма»
Фото: Киностудия «Ленфильм»
Цикл мини-сериалов о британском сыщике Шерлоке Холмсе и его помощнике докторе Ватсоне был также рожден на «Ленфильме». Режиссером телефильмов, снятых в 1979–1986 годах, выступил Игорь Масленников. Впервые их историю зрители увидели на экранах в 1980 году, и она сразу получила огромный успех. После выхода первых серий создатели сериала были завалены письмами от зрителей, требующих продолжения. Героев отправили на пенсию только в 1986 году, причем Рина Зеленая к тому времени почти полностью потеряла зрение, а Василий Ливанов испортил отношения с режиссером
Фото: Киностудия «Ленфильм»
По сценарию Константина Симонова в 1976 году выходит фильм «Двадцать дней без войны» (реж. Алексей Герман). Писатель сам предложил Герману экранизировать его, желая сотрудничать с молодым и энергичным режиссером. В процессе подготовки к съемкам фильма Герман изучил архив автора, включая все его записи с фронта, которые он диктовал машинисткам по приезде с фронта. «“Двадцать дней без войны” — против фальшака войны на экранах. Мы хотели, чтобы наш рассказ соответствовал тому горю, которое пережил народ и на фронте, и в тылу, когда страшно голодали, спали, закопавшись в уголь, и из последних сил делали все для фронта. Мы сразу поняли, что нужен правдивый главный герой. Если это будет молодой журналист, то почему ты не воюешь? Поэтому появился Юрий Никулин»,— рассказывал после премьеры Алексей Герман
Фото: Киностудия «Ленфильм»
В июне 1979 года вышла музыкальная комедия «Трое в лодке, не считая собаки» (реж. Наум Бирман). В фильме сыграли звезды отечественного кинематографа — Андрей Миронов, Александр Ширвиндт и Михаил Державин, которые тогда вышли в отпуск после сезона в Театре сатиры. Роль Монморанси исполнили сразу два фокстерьера: Герцог и Грех. Как отмечали актеры, Герцог был злобным, но отлично выполнял все трюки, в то время как Грех оказался добродушным, но менее сообразительным, и участвовал в сценах с актерами. В титрах фильма указан только Герцог
Фото: Киностудия «Ленфильм»
Андрей Миронов сыграл еще в одном проекте «Ленфильма» в 1984 году. В начале июня того года на большие экраны вышел «Мой друг Иван Лапшин». Алексей Герман вновь снимал картину, основываясь на повести отца. Сюжет основан на истории начальника уголовного розыска города Унчанска Ивана Лапшина (Андрей Болтнев) — на небольшом отрывке из его жизни и жизни его друзей, товарищей и знакомых. События фильма, происходящие в 1930-е годы, рассказываются от лица человека, который в то время был девятилетним мальчиком и вспоминает их много лет спустя. В 1986 году фильм получил призы на фестивале в Локарно и Роттердаме, а затем госпремию РСФСР
Фото: Киностудия «Ленфильм»
Снимал на «Ленфильме» и Александр Сокуров. Здесь он доснял свою дипломную работу во ВГИКе «Одинокий голос человека». Проект по мотивам произведений Андрея Платонова, рассказывает о судьбе русского солдата, вернувшегося с Гражданской войны. Фильм был запрещен к показу в течение нескольких лет и выпущен только в 1987 году. Он сразу же привлек внимание к Сокурову как к режиссеру
Фото: Киностудия «Ленфильм»
Владимир Бортко снимал знаменитое «Собачье сердце» тоже на «Ленфильме». При этом в разных сценах двухсерийного фильма, кроме павильонов студии, можно увидеть внутренние проезды Апраксина двора, дворцы-колодцы на Лиговском проспекте и Обводном канале, а квартира профессора Преображенского находится на Моховой улице, 27
Фото: Киностудия «Ленфильм»
В 1995 году в прокат вышла кинокомедия «Особенности национальной охоты» (реж. Александр Рогожкин), которую зрители сразу окрестили народной. Сценарий фильма Рогожкин написал после поездки на охоту с директором будущей картины Михаилом Кирилюком, который был страстным охотником
Фото: Киностудия «Ленфильм»
В период с 1994 по 1996 год киностудия называлась «Санкт-Петербургская киностудия “Ленфильм”»; с 1996 по 2003 год — СПб ГУП «Киностудия “Ленфильм”»; с 2003 по 2004 год — ФГУП ТПО «Киностудия “Ленфильм”». Далее она уже получила статус открытого акционерного общества
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
Федор Бондарчук возглавил совет директоров «Ленфильма» в 2012 году, его утвердило на эту должность Росимущество. Выбор кинорежиссера сюрпризом не был, потому как его кандидатура активно поддерживалась Минкультом. В дополнение к этому обновился и состав руководства, его сформировали из пожеланий министерства. В 2013 году «Ленфильм» взял кредит у ВТБ на сумму 1,5 млрд рублей, чтобы восстановить работу. Планировалось, что в киностудии будут ориентироваться на массовое кино
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
Кинокартина по мотивам повести братьев Стругацких «Трудно быть богом» вышла в 2013 году уже после смерти его создателя Алексея Германа. Часть работы, в том числе переозвучивание, доделывал его сын Алексей Герман-младший. Герман-старший вдохновлялся, по словам кинокритика Любови Аркус, «Андреем Рублевым» (реж. Андрей Тарковский) и «Девичьим источником» (реж. Ингмар Бергман)
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
При участии киностудии в 2016 году вышел «Дуэлянт» (реж. Алексей Мизгерев). Приключенческий фильм с Владимиром Машковым, Александром Яценко и Павлом Табаковым собрал 376 млн рублей в прокате, хотя на его производство потратили 725 млн
Фото: WDSSPR
Новый виток популярности «Ленфильм» получил в 2017 году с выходом первой части трилогии «Гоголь. Начало» (реж. Егор Баранов». Фильм стал переосмыслением «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и биографии Николая Гоголя. Ужастик с Александром Петровым и Олегом Меньшиковым получил хорошую оценку от кинокритиков и зрителей, однако следующие части имели меньший коммерческий успех из-за сюжетных дыр
Фото: Каропрокат
«Матильду» (реж. Алексей Учитель) снимали тоже в павильонах киностудии. Причем выдача прокатного удостоверения сопровождалась скандалом и протестом со стороны верующих, которые назвали эротические сцены с участием Николая II неподобающими из-за его причисления к лику святости страстотерпца. Также против выхода фильма высказывалась Русская православная церковь (РПЦ)
Фото: ТПО Рок
Эдуарда Пичугина, который руководил «Ленфильмом» восемь лет и под чьим руководством был взят кредит на 1,5 млрд рублей, отстранили от должности в феврале 2020 года. Через полгода был назначен новый руководитель студии — Федор Щербаков (справа). Он сменил на этой должности Инессу Юрченко, которая исполняла обязанности врио гендиректора
Фото: Коммерсантъ / Алексей Смагин
Также в это время на сайте Федеральной службы судебных приставов (ФССП) была опубликована информация о задолженности студии перед банком в размере 2,2 млрд рублей. На это президент ВТБ Андрей Костин, заявил, что в случае если государство не предоставит субсидии на погашение кредита, «Ленфильму» придется объявить дефолт. Впоследствии киностудии выделили бюджетные деньги для погашения долга
Фото: Коммерсантъ / Александр Казаков / купить фото
В 2021 году «Ленфильм» получил право на часть дохода от использования «золотой коллекции» из более чем тысячи фильмов, снятых на студии до 1992 года. Однако 50% дохода от использования этой коллекции перечисляется в Госфильмофонд
Фото: Коммерсантъ / Алексей Смагин
Федор Щербаков проработал в «Ленфильме» до середины февраля 2024 года, когда его обвинили в вымогательстве в особо крупном размере (п. «б» ч. 3 ст. 163 УК РФ). По версии следствия, он был куратором Telegram-каналов, которые шантажировали компроматом топ-менеджера «Ростеха» Василия Бровко (на фото). После объявления его в международный розыск Федора Щербакова из киностудии уволили
Фото: пресс-служба ГК «Ростех»
На освободившееся место пришел Эдуард Суворов, но он пробыл на посту главы недолго. Летом 2024 года он потерял приставку врио, а в декабре его уже сняли с должности. Впрочем, за это время ООО «Радмир» добилось в суде подтверждения решения о взыскании с «Ленфильма» задолженности почти в 5,457 млн рублей за пользование чужими финансами. В свою очередь, киностудия просила о предоставлении отсрочки на оплату долга, указывая на трудное финансовое положение
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
В декабре 2024 года на место Суворова пришла экс-глава службы безопасности киностудии Надежда Андрющенко. На тот момент о других кадровых перестановках не сообщалось, но в конце января 2025 года стало известно, что тогда же Федор Бондарчук покинул совет директоров киностудии, где занимал должность председателя. По его словам, решение было принято на фоне нестабильного финансового положения студии и частых смен директоров. Также в январе компания «Радмир» подала иск о банкротстве киностудии, однако теперь суд оставил заявление без движения. В картотеке арбитражных дел есть иски к от Росимущества и ООО «Градпроект» на общую сумму 2,2 млн рублей
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
После кадровой чехарды в руководстве «Ленфильма» Союз кинематографистов Санкт-Петербурга обратился к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину (на фото) и губернатору Александру Беглову с просьбой рассмотреть возможность передачи управления киностудии «Ленфильм» в компетенцию городского комитета по культуре. Ответственный секретарь союза Александр Бабаян отметил, что Минкульт не в состоянии эффективно управлять студией из Москвы, поэтому лучше привлечь к работе специалистов из Петербурга
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов / купить фото
В конце февраля 2025 года о проблемах студии рассказал Александр Сокуров. Он поговорил об этом с президентом Владимиром Путиным на вечере памяти первого мэра Петербурга Анатолия Собчака. «Я провел там больше 40 лет. Нам жизненно важно, чтобы студия была, чтобы она работала»,— подытожил Сокуров
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор / купить фото
В настоящее время «Ленфильм» согласует производство серии документальных фильмов о странах БРИКС. На начальном этапе находится разработка проекта о первом большевике Китая Жэнь Фучэне. Кроме того, к 111-летию студии запущен проект «Режиссерские среды», в рамках которого пройдут встречи с известными петербургскими режиссерами: Александром Сокуровым, Владимиром Бортко, Дмитрием Светозаровым, Алексеем Учителем и Алексеем Германом-младшим. На фото руководитель Комитета внешней экономической деятельности объединенного центра делового сотрудничества БРИКС Анатолий Емец (слева) и генеральный директор АО «Киностудия “Ленфильм”» Надежда Андрющенко после подписания Меморандума о стратегическом сотрудничестве между Комитетом внешней экономической деятельности объединенного центра делового сотрудничества БРИКС и АО «Киностудия “Ленфильм”»
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
В прошлом году на «Ленфильме» сняли фильм «Ворожея» (реж. Каролина Кубринская). Киносказку спродюсировал бывший глава студии Эдуард Суворов, в проекте участвовали певец Алексей Воробьев и актриса Анна Ковальчук. Также к выпуску студия готовит кинокартину «Ганди молчал по субботам» с актером из оскароносной «Аноры» (реж. Шон Бейкер) Марком Эйдельштейном