Еще в этом феврале в Имеретинской долине в Сочи проходили XXII зимние Олимпийские игры, на которые съехались 1,4 млн человек. Сегодня здесь развивается современный международный курорт с новыми отелями, семикилометровым пляжем, трассой «Формулы-1», олимпийскими стадионами и собственным диснейлендом. О том, как создавалась Имеретинская Ривьера, и о планах по ее развитию — в партнерском проекте «Ъ» и «Базового элемента».
Самолет идет на посадку. Через несколько минут под аплодисменты довольных пассажиров мы садимся в международном аэропорту Сочи. До самой Имеретинки не больше десяти минут на такси по новой свободной трассе. Автомобиль тормозит у главного входа отеля «Имеретинский» (до ребрендинга — «Айвазовский»), выходящего фасадом на яхтенную марину. Напротив «Имеретинского» через широкую площадь высится громада еще одного отеля международного уровня — RadissonBlu.
Семь лет назад всего этого здесь не было: в Имеретинской низменности находился совхоз «Россия», несколько жилых поселков и природоохранная зона на болотах. В ходе олимпийской стройки здесь вырос целый город: появились не только спортивные стадионы, но и современные гостиницы, набережная, ряды новеньких апартаментов и обустроенный семикилометровый галечный пляж.
Одним из главных инвесторов мегапроекта по подготовке Сочи к зимним Играм стал «Базовый элемент» Олега Дерипаски. Его компании реконструировали местный аэропорт, построили в Имеретинке Олимпийскую деревню и отель, а также грузовой порт, через который доставлялись стройматериалы для олимпийских объектов. Суммарный объем инвестиций в эти проекты оценивается в 45 млрд руб.
Сегодня на месте Олимпийской деревни разрастается новый курортный район «Имеретинский» — апартаменты, в которых жили участники Олимпиады, продаются и сдаются в аренду, а грузовой порт переоборудуется в яхтенную марину. Инвестор изначально предполагал создание здесь европейского курорта: в районе яхтенной марины — шумного квартала со светской жизнью, в районе Олимпийской деревни — тихого и семейного. «Мы максимально сохранили природу этого места — дендропарк, озеро. Сейчас активно развивается инфраструктура: открываются кафе и магазины, построены детские площадки, теннисные корты, волейбольные площадки»,— рассказал заместитель генерального директора «Базового элемента», управляющий директор курортного района «Имеретинский» Андрей Елинсон.
Белые корпуса Прибрежного района «Имеретинского» с синими балконами стоят ровно, как фигуры на шахматной доске перед началом партии. В центре — бассейн с белыми зонтиками, в котором купаются дети. Взрослые, вооружившись журналами, лениво дремлют в шезлонгах. В то, что еще совсем недавно здесь шумела Олимпиада, а до этого несколько лет подряд работали тысячи строителей, трудно поверить.
Когда Имеретинка только осваивалась, работать пришлось в очень тяжелых условиях: исторически здесь располагались болота, к тому же периодически случались серьезные штормы. «К тому моменту, когда мы вышли на площадку, береговая защита еще была недоделана, и нас нередко заливало. Сейчас все сделано и проблем нет»,— вспоминает директор по развитию компании «РогСибАл» (застройщик Олимпийской деревни; группа «Базовый элемент») Михаил Грачевский. Планы «Базового элемента» на будущее впечатляют: к Олимпиаде в Имеретинке было построено 330 тыс. кв. м различной недвижимости, а в будущем появится еще около 400–500 тыс. кв. м.
Первым постолимпийским летним сезоном в «Базовом элементе» довольны: открытый еще в октябре прошлого года «Имеретинский» и апартаменты, в которых во время Олимпиады жили представители МОК, оказались заполненными на 87%. Руководитель проекта «Сфера услуг и гостеприимства» района «Имеретинский» Денис Завазальский признался, что никто таких показателей не ожидал. «К первому летнему сезону мы серьезно дополнили нашу концепцию, чтобы отель отвечал требованиям туристов, привыкших отдыхать за рубежом. Мы добавили формат полупансиона и “все включено”, для наших гостей с детьми организовали анимацию, пригласив профессионалов, до этого работавших на курортах Турции и Испании»,— рассказал он.
В преддверии зимнего сезона «Имеретинский» готовит новую концепцию, договариваясь о совместных программах с горнолыжными курортами в Красной Поляне. До гор от «Имеретинского» около 40 минут на машине, поэтому «Базовый элемент» позиционирует свой район как круглогодичный курорт, предлагая отдыхающим тарифы, включающие ski pass и трансфер до Красной Поляны. Параллельно разрабатывается план больших интересных мероприятий. «Уже в этом году впервые прошла яхтенная регата Imeretinsky Cup 2014, состоялся Surf Yoga Festival, открылась школа яхтенных капитанов. В следующем году мы планируем провести на акватории захватывающие соревнования легкомоторных самолетов Red Bull Air Race и другие интересные и масштабные мероприятия»,— перечислил Андрей Елинсон.
В открытой 15 июля яхтенной марине перед «Имеретинским» уже пришвартованы первые яхты. Пока она рассчитана на 40 мест, но в будущем вместимость вырастет до 400–700 яхт. Все будет зависеть от согласованного проекта, а также показателей успешности мини-марины. Одновременно рядом с мариной продолжает работать порт, принимая как маломерные суда, так и паромы. По словам генерального директора компании-оператора порта Сочи «Имеретинский» Максима Кондратенко, приобретая апартаменты в «Имеретинском» или Красной Поляне, клиент может купить яхту и держать ее в марине напротив «Имеретинского». «В результате синергия будет достигать 100%. К тому же яхтенный сезон на Черном море длится круглый год»,— отмечает господин Кондратенко.
Главные преимущества Имеретинской марины — это уникальная глубина 9,2–10 м, которую не встретишь в других черноморских маринах. Кроме того, в марине перед «Имеретинским» могут швартоваться как яхты длиной 15 м, так и суперсуда до 129 м. По соседству с плавучими причалами выделена отдельная зона для кратковременной стоянки катеров и аквабайков.
На одной из моторных яхт выходим в море, чтобы с воды посмотреть на Имеретинку. Да, это совсем не тот советский Сочи с частными домиками, где привыкли снимать угол отдыхающие, с вареной кукурузой на пляже и кафешками вдоль берега. Мимо проплывают ряды средиземноморских апартаментов с красно-коричневыми черепичными крышами и белыми фасадами. Именно в них во время Олимпиады жили спортсмены, сегодня к домикам с собственными зелеными лужайками и видом на имеретинский пляж присматриваются первые покупатели. «У нас есть некоторые клиенты, которые продали свои дома и квартиры в европейских странах и приобрели недвижимость в “Имеретинском”. Мы спрашивали, почему они приняли такое решение. Говорят, что удобнее, комфортнее, ближе, проще для использования, к тому же не нужны визы и загранпаспорта»,— признается Андрей Елинсон.
Слова Андрея Елинсона подтверждает Анна Ахметшина, приехавшая отдохнуть в «Имеретинский» этим летом с мужем и четырьмя детьми и заодно посмотреть олимпийские объекты. «Мы очень переживали за качество сервиса, но были приятно удивлены. Понравилось все: новенькие, с иголочки, апартаменты, отличная погода, анимация в гостинице, хорошо организованный досуг и взрослых, и детей»,— рассказала она, добавив, что теперь они с мужем подумывают купить в «Имеретинском» недвижимость. «А пока муж уже сейчас подбивает — давай бронировать апартаменты на следующее лето и на июль, и на август. Также думаем приехать сюда зимой, чтобы я могла с нашей самой маленькой дочкой гулять и дышать морским воздухом, а муж со старшими детьми ездил бы кататься на лыжах в горы»,— говорит Анна Ахметшина.
В Имеретинке пляж галечный. Из-за построенных к Олимпиаде очистных сооружений сегодня здесь самое чистое море в Большом Сочи. Правда, ресторанов на первой линии от моря здесь пока не встретить, но инвесторы и городские власти обещают обустроить необходимую инфраструктуру уже к следующему летнему сезону.
Подготовка к зимним Играм сильно изменила не только Имеретинку, но и транспортную инфраструктуру всего города. В Адлере был построен новый железнодорожный вокзал, между новыми станциями «Олимпийский парк», «Олимпийская деревня» в Имеретинке до Сочи, а оттуда в Красную Поляну теперь курсирует скоростная электричка «Ласточка».
Сочинский аэропорт, принадлежащий компании «Базэл Аэро» Олега Дерипаски, к Олимпиаде также был модернизирован. Площадь главного здания была увеличена за счет расширения входных групп, обустроена новая посадочная галерея и закуплено десять новых телетрапов. Но самое главное — у аэропорта появился новый VIP-терминал площадью 3,8 тыс. кв. м. Общие инвестиции в модернизацию аэропорта оцениваются в 15 млрд руб.
— К Олимпиаде мы готовились семь лет, отрабатывая технологические схемы, обучали людей. В день закрытия мы все были на работе, готовые встречать наших гостей. Грянул фейерверк, я посмотрела на свой персонал — у многих на глазах выступили слезы! Предстоял последний рывок,— вспоминает руководитель залов спецобслуживания международного аэропорта Сочи Любовь Гарькуша.— 24 февраля я вышла к главному входу в терминал — там выстроился хвост из гостей: машины прибывали и прибывали. Такое я вряд ли когда-нибудь увижу здесь. Но мы справились. Коллектив сработал четко, быстро. До сих пор не понимаю, откуда у всех взялись силы после стольких дней напряженной работы.
За время Олимпиады VIP-терминал обслужил 12 тыс. человек, по прогнозам на 2014 год, общий пассажиропоток всего аэропорта Сочи должен достигнуть 3 млн человек.
В последний день на пляже знакомимся с Юргеном. Ему за сорок, он работает на Formula One Management. Говорить на камеру он отказался, объяснив политикой компании, но поболтать о постолимпийском будущем Сочи согласился.
— Мне ваша Имеретинка напоминает Бахрейн или, к примеру, Абу-Даби. Там трассы «Формулы-1» строились в пустыне, где ничего не было. И вот возвращаешься через несколько лет, а вокруг уже бурлит жизнь, появилась новая инфраструктура,— рассказал он.— Люди у вас доброжелательные, общительные, всегда стараются помочь, услышав, что я иностранец: у нас в Бельгии совсем не так. Все снобы. Единственное, что неудобно: меню в кафе везде на русском, а так мне у вас очень хорошо.
В Сочи Юрген прилетал трижды и все по работе, но при прощании пообещал обязательно вернуться зимой в отпуск, чтобы покататься в горах, а следующим летом — на пляж в Имеретинку.