Госзакупщики выиграли еще один год
Нормы потребления в госсекторе окажут влияние лишь на бюджет 2016 года
Минэкономики опубликовало проект постановления правительства, вводящего обязательность нормирования в сфере госзакупок как по цене, так и по потребностям ведомств. Белый дом не успел принять проект до 1 января 2014 года, а Госдума в декабре 2013 года отложила обязательный срок введения нормирования на июль 2014 года. В реальности же наиболее существенное ограничение по госзакупкам в рамках федеральной контрактной системы (ФКС) сможет ограничить аппетиты ведомств лишь на 2016 год: небольшая задержка в принятии постановления дала госзаказчикам лишний год свободы в определении собственных потребностей во всем.
Проект еще одного подзаконного акта, необходимого для работы ФКС,— постановления правительства "Об утверждении общих правил нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", опубликован на прошлой неделе на Едином портале раскрытия информации для проведения антикоррупционной экспертизы. Напомним, общие правила нормирования являются, видимо, важнейшим элементом ФКС. Документ должен установить принципы ценовых и количественных ограничений для госзакупок, поэтому он является связующим звеном между ФКС и системой подготовки бюджета в части госрасходов, размеры которых прямо не нормируются законодательством.
Необходимость соизмерять закупки с законодательно установленными нормами является одним из важнейших антикоррупционных нововведений контрактной системы: согласно ст. 19 закона 44-ФЗ, закупаемые товары или услуги должны "обеспечить государственные и муниципальные нужды", но не могут "иметь избыточные потребительские свойства или являться предметами роскоши". В федеральном законодательстве, обеспечивающем работу прежней системы госзакупок, не существовало единой системы норм, определяющих для госструктур, какие товары и услуги необходимо закупать. Установления на уровне самих ведомств были устаревшими или недостаточными, что позволяло устанавливать неформальные нормы и не исключало закупку предметов практически любой стоимости. Новые правила, напротив, должны были достаточно четко определить общие требования к их цене и объему.
Впервые проект был опубликован разработчиком, Минэкономики, на собственном сайте в октябре 2013 года, и в той, и в действующей версиях проекта предполагалось, что он вступит в силу с 1 января 2014 года (федеральный каталог норм — с 2017 года). Если бы Белый дом успел принять разработку до Нового года, теоретически это должно было бы повлечь за собой даже изменения в госзакупках, определенных законом о бюджете на 2014 год, несмотря на то что прошлогодний бюджетный процесс осуществлялся без какого-либо нормирования. Наибольшее же влияние на госзакупки проект начал бы, по прежним расчетам Минэкономики, оказывать с марта 2014 года, через два месяца после начала работы ФКС, и главные ограничения нормирование оказывало бы не на текущие закупки, а на планирование расходов 2015 года в рамках подготовки трехлетнего бюджета на 2015-2017 годы.
Однако на самом деле ограничения вступят в силу еще позже. Как сообщил "Ъ" глава департамента развития контрактной системы Минэкономики Максим Чемерисов, согласно принятому в декабре 2013 года пакету поправок (369-ФЗ) к закону 44-ФЗ, нормирование закупок будет введено с 1 июля 2014 года. "Мы рассчитываем завершить в ближайшее время разработку общих правил, на основании которых субъекты РФ и местные администрации примут свои правила нормирования, в свою очередь, учитывая которые государственные и муниципальные органы смогут создать конкретные требования к закупаемым товарам и услугам и с 1 июля осуществлять закупки с соблюдением всех разработок",— отметил он.
Дата 1 июля на деле крайне существенна. Устройство бюджетного процесса в РФ таково, что к середине лета 2014 года подавляющее большинство ведомств РФ уже сформирует и согласует с Минфином (разумеется, без всякого нормирования) планы госрасходов на бюджет 2015 года. Сдвиг принятия постановления правительства на несколько недель может означать поражение сторонников быстрого введения ФКС в действие и вмешательство в ценообразование в госзакупках системы нормирования уже в 2014 году. Очевидно, что в текущей ситуации нормативы по госзакупкам смогут существенно повлиять лишь на бюджет 2016 года. Между тем цели разработчиков, достижение которых откладывается как минимум на год, демонстрирует образец в таблице, которую Минэкономики прилагает к проекту постановления: в качестве примера объекта нормирования в ведомстве предлагаются "автомобили легковые, необходимые для обеспечения деятельности лиц, замещающих должности государственной гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)" по цене 3 млн руб. за штуку". Наиболее же существенное влияние нормирование должно было оказать на строительный сектор.