Росприродсбыт

В Кремле готовятся регламентировать бизнес в заповедниках

Как стало известно "Ъ", в администрации президента готовят поручения, создающие закрытый список федеральных особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Их статус может быть снижен до уровня национальных парков с целью развития коммерческой инфраструктуры и деятельности на их территории. Управлять бывшими заповедниками, как предполагается, будет Минприроды, как это предусмотрено поправками в закон об ООПТ, которые президент Владимир Путин подписал 30 декабря. Среди основных интересантов снижения природоохранного статуса заповедников российские природоохранные организации видят ОАО "Курорты Северного Кавказа" и ОАО "Роснефть".

Фото: Сергей Киселев, Коммерсантъ

По данным источников "Ъ", близких к администрации президента, в экспертном управлении Кремля обнаружили серьезную угрозу разрушения российской системы заповедников. Исходит она из поправок в федеральный закон об ООПТ, подписанных Владимиром Путиным 30 декабря 2013 года, снижающих их природоохранный статус. Помощнику президента Андрею Белоусову, по словам собеседников "Ъ", удалось убедить начальство в необходимости принятия закрытого списка заповедников, охранный статус которых может быть снижен до уровня национальных парков, с целью развития на их территориях "познавательного туризма" и "просветительской деятельности". До 2015 года действующие поправки фактически позволяют это в отношении любого из 102 действующих федеральных заповедников обоснованным решением Минприроды.

В 2011 году после поручений Дмитрия Медведева (см. "Онлайн") в ООПТ позволили развивать туризм. Юрист российского отделения Greenpeace Михаил Крейндлин считает, что эту часть поправок пролоббировали в ОАО "Курорты Северного Кавказа" с целью строительства инфраструктуры в кавказских заповедниках. Но определения "познавательного туризма" в законодательстве до сих пор нет. Научный руководитель Института экономики природопользования ВШЭ Александр Багин считает, что ни туризм, ни воспитание не могут быть основной задачей заповедников — они создавались для научного мониторинга и оценки состояния уникальных экосистем. "Большинство поправок в закон посвящено развитию коммерции и туризма, за что Минприроды не отвечает. Усиления ответственности министерства за состояние охранных территорий, краснокнижных видов в документе нет",— отмечает директор по природоохранной политике WWF Евгений Шварц. "Никто с этим законопроектом к нам не обращался и его не присылал",— заявили "Ъ" в Ростуризме.

В Greenpeace сообщают, что на сегодняшний день "достаточно много" заповедников, где началась подготовка к туристической деятельности в охранных зонах в нарушение законодательства, среди них ООПТ "Кивач", Центрально-Сибирский и "Остров Врангеля". Назвав разговоры о повальной коммерциализации заповедников "не соответствующими действительности", замглавы Минприроды Ринат Гизатулин, ответственный за проведение последних поправок, признает: "Во многие заповедники уже давно пришел бизнес, освоены туристические маршруты" (см. "Ъ" от 19 декабря 2013 года). Между тем системы оценки эффективности охраны и состояния охраняемых природных территорий в РФ до сих пор не существует.

В природоохранных организациях отмечают, что не выступают за полное закрытие ООПТ для туризма. Но даже если Кремль решит ограничить список заповедников, которые станут нацпарками (на этом изначально настаивали природоохранные организации, так как порядка восьми заповедников, по сути, уже являются таковыми), качественно проблему это не решит, убеждены эксперты. "Представление о том, что ООПТ в США застроены гостиницами, ошибочно,— отмечает господин Шварц.— Изначально внутри них была построена пара гостиниц, где цены теперь в разы выше. Вся инфраструктура строится вокруг нацпарков". "Складывается впечатление, что кому-то было крайне обидно то, что взятки при строительстве инфраструктуры вокруг заповедников в РФ достаются региональным чиновникам",— говорит он. Вызывает нарекания экспертов и предложенный законом механизм трансформации ООПТ в нацпарки. "Действующий механизм экологической экспертизы для процедуры изменения охранного статуса ООПТ может оказаться недостаточным,— считает Александр Багин.— Согласно закону об ООПТ, они относятся к объектам общенационального достояния. Для этих целей более уместен институт стратегической экологической оценки. Но ее механизм не разработан, несмотря на многочисленные поручения руководства страны". Помимо этого господин Багин считает, что в законодательстве, регулирующем туризм, необходимо разработать механизм гарантий, позволяющий турфирмам возмещать вред, причиненный ООПТ посетителями.

Помимо прочего последняя редакция закона об ООПТ содержит нововведения, снижающие их природоохранный статус и расширяющие возможности для коммерческой деятельности в них. Так, если раньше федеральными ООПТ управляло правительство, то теперь — Минприроды и руководство заповедников. В предыдущей версии закона из хозяйственной деятельности на территории заповедников изымались природоохранные комплексы и объекты, включая недра. Теперь последние из состава заповедников исчезли. По данным Greenpeace, "Роснефть" получила лицензионные участки для добычи нефти в акватории заповедника "Большой Арктический" и охранной зоны заповедника "Остров Врангеля". Кроме того, согласно поправкам, природные ресурсы и недвижимость заповедников могут быть вовлечены в оборот, если это будет предусмотрено другими законами.

Алексей Шаповалов

Вся лента