"Всего несколько руководителей российских бизнесов мыслят масштабом века"
Когда оба участника конфликта одинаково неправы? Взгляд профессионального коуча
Александр Савкин, директор Института коучинга
Американский психолог Кэрол Гиллиган в своей книге "Иным голосом" указывает, что люди в моральном развитии, как правило, проходят три основные стадии. На первой стадии их мораль сосредоточена на себе, на второй самотождественность человека уже включает других членов его группы. На третьей, мироцентрической, стадии мораль распространяется на всех людей.
Я знаю всего несколько руководителей российских бизнесов, которые мыслят мироцентрически, масштабом одного века. Большинство предпринимателей пока думают о сиюминутной выгоде и живут по принципу "после нас хоть потоп". Я лично не знаком с героями статьи, но предполагаю, что Егор Руди и Игорь Рябенький мыслят эгоцентрически, поэтому их конфликт благополучно разрешился. Оба предпринимателя сошлись во мнении, что выгода для их бизнеса (для себя) превыше устных договоренностей.
Сейчас в мире как раз намечается противоположный тренд. Растет число бизнесменов, понимающих, что руководство сиюминутной выгодой может привести человечество к пропасти. На Западе в крупных компаниях действуют "кодексы чести", над которыми в нашей стране принято смеяться или же относиться к ним как к способу "построения сотрудников". К сожалению, история Егора и Игоря типична для нашего бизнеса. Есть глубокие культурные корни: патернализм, неуверенность в завтрашнем дне, вообще множество всяких, часто небеспочвенных страхов, пропитавших нас, тот самый "раб", которого "выдавливаем по капле" пока с переменным успехом.
Плохо, что Егор решил дать отступные своему партнеру. Моральный ущерб не компенсируется никакими деньгами. Аргумент "только бизнес, ничего личного" не оправдывает его безнравственного поведения. Следуя этой логике, если завтра начнется война, она тоже освободит человека от ответственности. Всегда найдутся причины, по которым можно оправдать свой поступок. Как раз моральные ценности позволяют человеку в любой ситуации оставаться таким, какой он есть.
Сейчас в российских компаниях люди испытывают голод по нравственным стандартам. Привить их можно со стороны. Извне у нашего государства плохо получается: коррупция, неадекватно работающая судебная система не добавляют людям нравственных ориентиров. Остается второй путь — "снизу", изнутри. Когда отдельные люди в своих компаниях становятся носителями ценностей. Этот путь непрост и долог. Но каждый может задать вопрос себе: а что мне важно, чем я не поступлюсь, что для меня значат честь, совесть?