"Главное –– найти грань, которая позволяет эффективно бороться с терроризмом"
Контроль за интернет-пользователями могут усилить. Группа депутатов внесла в Госдуму законопроект, направленный на ужесточение антитеррористического законодательства. Один из авторов документа, первый зампред комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин и исполнительный директор компании PEAK System Максим Эмм ответили на вопросы ведущего Андрея Норкина.
Законопроект обязывает провайдеров и владельцев сайтов уведомлять Роскомнадзор о любой деятельности пользователей и сохранять в базе данных информацию о них.
— Леонид Леонидович, не могли бы вы чуть подробнее пояснить, для чего это нужно? Что в итоге предполагается получить?
Л.Л.: Сразу хочется сказать, что это не очередные фантазии депутатов.
— А я не сказал, что это очередные фантазии, я сказал, что это очередные предложения.
Л.Л.: Это совместные разработки комиссии с правоохранительными органами, которые были выражены в изменении отдельных законодательных актов в законе о связи. Речь идет о том, что, по мнению правоохранительных органов, достаточно часто люди, нарушающие законодательство, используют и социальные сети, и почту и так далее.
Но для того, чтобы выследить, с кем они взаимодействуют, недостаточно данных за последние три-пять дней или даже за месяц. Часто пересечения идут за более поздний срок. Поэтому они попросили нас поддержать инициативу по тому, чтобы сохранение шло до полугода.
— Максим, вы как относитесь к этой инициативе?
М.Э.: Мера достаточно понятная, она реализована во многих странах мира. Например, в Америке есть закон, по которому электронную переписку все компании должны несколько лет хранить. Тут основной вопрос в затратах, то есть кто понесет на себе затраты, ведь не сказано, какую именно информацию хранить. Информацию, например, об именах, е-mail пользователей сервисы и так хранят. А вот если нужно хранить всю переписку, все, что они делали в этой социальной сети, то это очень большое количество информации.
— Леонид Леонидович, а у вас прописаны как-то эти вещи, о которых сейчас Максим говорит?
Л.Л.: Здесь надо разделить эту историю. Что касается детализации этого законопроекта, то здесь он будет определен подзаконными актами правительства Российской Федерации, которые разработал Роскомнадзор после принятия этого законопроекта. Но вместе с тем, комментируя это высказывание, я хотел бы сказать, что крупные игроки, которые держат почту, — "Яндекс", Mail.ru, Google и другие — хранят всю информацию, даже ту, которую вы удаляете из своей почты. Это, я думаю, для профессионалов тоже никаким секретом не является.
— Максим, вы согласны?
М.Э.: Да, совершенно верно. Но сейчас речь идет о хостинг-провайдерах, то есть компаниях, которые держат у себя сервер или коммуникационное оборудование. Они не держат у себя массивы данных, то есть речь же не только о почтовых сервисах идет. Поэтому тут вообще нужно вспомнить, что любой телекоммуникационный провайдер, получая лицензию, обязан выполнять требования системы СОРМ-2, и весь трафик, в том числе и трафик пользователей, доступен всем компетентным органам. Они вольны у себя сохранять хоть вечно весь трафик, по сути, российского интернета. Но это тоже достаточно большие затраты.
— Это вообще как-то технически выполнимо?
М.Э.: Это уже сейчас выполняется. Вопрос, кто на себя возьмет затраты по хранению этой информации не три дня, не пять дней, а полгода. По идее, это должно быть написано в финансово-экономическом обосновании к изменению закона.
— Леонид Левин сказал, что это чуть-чуть позже будет. Да, Леонид Леонидович?
Л.Л.: Речь идет не о финансово-экономическом обосновании, а об обязательствах: если люди занимаются подобного рода бизнесом, то они должны взаимодействовать с правоохранительными органами. Я не вижу в этом ничего незаконного или того, что нарушает права.
Я думаю, мы все заинтересованы в том, чтобы правоохранительные органы имели возможность эффективно расследовать, а самое главное, предупреждать подобного рода теракты. Если для этого им необходимы более глубокая проработка вопроса и сохранение данных на более широкий срок, я считаю, что эту инициативу надо поддерживать. Тем более, например, сотовые операторы уже сохраняют такого рода информацию.
М.Э.: Я не могу не согласиться, что нужно бороться с терроризмом. Разные государства делают это с разной степенью успешности: к примеру, американское внедряет закладки во все сетевое оборудование во всем мире тоже для решения этой задачи. Поэтому тут главное — найти грань, которая позволяет эффективно бороться с терроризмом. В данном случае, не нагружать весь коммерческий рынок дополнительными затратами, связанными с этим.