Совесть временных лет
Со времен древнейшей Руси родился новейший исторический труд
Вчера президент России Владимир Путин встретился с разработчиками концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и в очередной раз скорректировал курс этой истории. Теперь учебник истории должен дать "ребятам хорошие, фундаментальные знания... о делах выдающихся соотечественников". Специальный корреспондент "Ъ" АНДРЕЙ КОЛЕСНИКОВ обращает внимание на то, что в результате жарких дискуссий решено было закончить новейшую историю не 2000 годом, как предполагалось, а буквально вот этими днями.
Новая концепция программы преподавания истории уже принята и должна лечь в основу целой линейки учебников и методических пособий.
Президент настаивает, что "единые подходы к преподаванию истории совсем не означают казенное, официозное, идеологизированное единомыслие. Речь о единой логике преподавания истории, о том, что самые драматические, неоднозначные события — это неотъемлемая часть нашего прошлого".
Владимиру Путину вряд ли требовались какие-то особые усилия, чтобы выговорить все это — ведь здесь даже зацепиться не за что самому предвзятому и предубежденному уму. Тем более, думаю, с удовольствием он сказал: "Мы с вами как-то вольно или невольно принижаем то, что было сделано нашими предками за предыдущие годы существования или столетия существования российского государства. Зачем мы это делаем, мне непонятно".
Экзамены, в том числе ЕГЭ, в конце этого года школьники будут сдавать уже в соответствии с новой концепцией, хотя учебника, по которому предстоит научить школьников родину любить, еще нет.
Владимир Путин оговорился, что надо дать возможность учителю "как можно шире показать ученикам разные точки зрения на исторические факты и события" и "главное, чтобы они были объективными, опирались на фундаментальные научные оценки и выводы и не допускали искажений".
Пока от Владимира Путина, правда, не поступило разъяснений, как учитель даст как можно больше разных точек зрения на исторический процесс и при этом разберется в том, что эти точки зрения, хоть и не совпадают с магистральной линией концепции, а значит, противоречат ей, все-таки являются объективными и не допускают искажений.
Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин сообщил, что общественная дискуссия выбила почву из-под ног спекулянтов, утверждавших, что новая концепция родилась в тиши кабинетов между ним, Дмитрием Ливановым и Владимиром Мединским (двое последних при этих словах переглянулись между собой). Он даже назвал новый учебник "условно единым", но подчеркнул, что попытки протащить в новую концепцию сомнительные идеологии и старые догмы с блеском провалились.
Министр образования и науки Дмитрий Ливанов рассказал, что учебник появится только через полтора-два года, а пока будут срочно разработаны методические брошюры для учителей — как и что преподавать. Их также научат этому на масштабных курсах повышения квалификации, вал которых прокатится по всей стране в ближайшее время. Оставалось только хотя бы попытаться понять, что же там такого изменилось в концепции, что она стала совсем другой и к ней не смогли прилепиться ни старые догмы, ни сомнительные идеологии. Некоторое представление об этом дал Александр Чубарьян, руководитель рабочей группы по подготовке концепции.
В первую очередь, как стало понятно, будет проведена борьба с региональными приложениями к учебникам истории, разъясняющими положения из центра. Например, свой взгляд на период татаро-монгольского ига у преподавателей истории в Казани.
Кроме того, в процессе подготовки новой концепции сразу обозначилась проблема российской идентичности. Академик Чубарьян не стал скрывать, что особый взгляд на происхождение русской государственности защищали украинские коллеги, которых по доброте пригласили участвовать в обсуждениях.
Но все-таки и с ними удалось как-то договориться.
Кредит Украине за счет нашего Фонда национального благосостояния, уверен, не повлиял на эти исторические договоренности. Или не уверен.
Еще одно стремление разработчиков состояло в том, чтобы показать, "как шло преодоление". Это было сделано на примерах Смутного времени, Великой Отечественной войны и еще некоторых сильнейших исторических фактов.
В процессе дискуссии, признался академик Чубарьян, историкам удалось выйти на новые определения, которые также рождались в муках. Так, появилось словосочетание "Великая российская революция". Оно включает в себя "и февраль, и октябрь 1917-го, и гражданскую войну". Все, что вы думали по этому поводу до сих пор, предстоит забыть. Теперь все было не так.
— А как оценить понятие "советское общество"? — спросил окружающих академик Чубарьян, и понятно, что ответ у него есть, и, судя по его победному виду,— ответ исчерпывающий:
— 30-е годы мы назвали, например, годами модернизации. Ведь это время сопровождали и негативные, и позитивные явления...
Судя по названию, позитивных было гораздо больше.
Некоторые затруднения вызвало присоединение к Советскому Союзу Средней Азии и Кавказа.
— Это была дискуссия со странами СНГ,— признался академик.— Некоторые считают, что это был колонизационный период. Но армяне, киргизы, белорусы, даже украинцы были не совсем связаны этой точкой зрения... И мы решили сосредоточиться прежде всего на том, какие плюсы они получили от этого!..
И, пожалуй, главное:
— Чем закончить учебник, 2000 годом? Не скрою, некоторые предлагали! Но это было бы нелогично. И мы предложили — продлить до наших дней!
Академик Чубарьян вопросительно посмотрел на Владимира Путина.
Возражений не последовало.
То есть роль исторических личностей не будет принижена по его же просьбе с незапамятных времен вплоть до завтрашнего дня.
Как историю России привели к согласию историков
Российское историческое общество (РИО) в октябре 2013 года завершило разработку историко-культурного стандарта, по которому будут написаны новые учебники истории для школ. Директор Института российской истории РАН Юрий Петров назвал проделанную работу «полугодовым нон-стоп мозговой атаки». Появление новых учебников ожидается через полтора-два года. Читайте подробнее