"Большинство водителей у нас ездит более или менее прилично"

Подмосковные автомобилисты почти не нарушали ПДД во время поломки камер на дорогах. Лишь 3% автомобилистов, согласно опросу исследовательского центра портала Superjob, изменили свое привычное поведение и превысили скоростной режим в период с 9 по 16 января. Тогда дорожные камеры не работали из-за хакерских атак. В четверг систему видеофиксации полностью восстановили. Подробности — у Яны Пашаевой.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

По данным социологов, 66% подмосковных водителей продолжали соблюдать правила, даже зная о том, что система видеофиксации вышла из строя. Как признались респонденты, они не превышают скорость не ради камер, а из-за собственной безопасности. 19% вообще не знали о том, что за ними не следили в это время. 15% не стали скрывать, что нарушили скоростной режим. Однако 12% из них и ранее не соблюдали правила. А оставшиеся 3%, как отмечают социологи, в обычное время не позволили бы себе превысить скорость — на это их подтолкнула именно поломка приборов. Водители уже смирились с тем, что за ними следят камеры и у них все реже возникает желание совершить правонарушение, отметил координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов.

"Мы делали небольшое исследование: количество злостных нарушителей относительно общего числа водителей как минимум в Москве не превышает полпроцента. То есть только каждый двухсотый автомобилист грубо нарушает правила дорожного движения и ездит по-хамски. Большинство водителей у нас ездит более или менее прилично, поэтому когда нам говорят, что у нас водители плохие, нет, у нас очень хорошие водители, просто у нас с этой половинкой процента никто не борется", — уверен Шкуматов.

Некоторые законопослушные автомобилисты признавались, что не стали пользоваться возможностью нарушить правила, так как посчитали новость о системном сбое газетной "уткой". Они не исключали, что автоинспекция таким образом рассчитывает собрать больше штрафов. Несмотря на рост самодисциплины у автомобилистов, россиянам еще далеко до культуры водителей развитых стран, считает заведующий отделом социологии фонда "Индем" Владимир Римский.

"У нас, допустим, из Ленинградской области можно легко переехать в Финляндию. И вот все в один голос говорят одно и то же: как только они пересекают границу, они начинают ехать по правилам. То есть в Финляндии все едут по правилам. Как только они приезжают обратно в Ленинградскую область, домой возвращаются, они снова начинают ездить так, как положено в России, то есть не соблюдая правила. Как только мы в своей стране добьемся такого же эффекта, в первую очередь, в сознании, нарушения правил дорожного движения станут редкостью", — полагает Римский.

Как выяснили социологи, водители-мужчины превышают скорость гораздо чаще, чем женщины. Число нарушительниц составило всего 8%, в то время как среди представителей сильного пола правила игнорировали 13%. Если бы на дорогах вообще не было камер, нарушителей было бы еще больше, уверен первый заместитель председателя главы комитета по транспорту Михаил Брячак.

"Психологическое воздействие наличия камер — безусловный фактор, который влияет на показатель количества нарушений. Работает, не работает — это еще точно никто не знает, потому что всякое может быть. И общий возрастающий уровень культуры, и стимулирование законодательства — факторы, которые дали такой положительный и обнадеживающий показатель", — отметил Брячак.

Большинство из тех, кто вообще не знал об отключении камер, составляют женщины. 26% из них впервые услышали о поломке от социологов, среди мужчин таких оказалось 17%.

Вся лента