"За счет этих денег сделано немало добра"
Генеральный директор Республиканской инвестиционной компании (РИК) Петр Алексеев рассказал корреспонденту "Власти" Никите Аронову о социальной ответственности, северном завозе и избавлении от печного отопления.
Якутия — огромный регион, инфраструктурных проблем много. Как решалось, на что конкретно потратить деньги?
В том же мировом соглашении, которым была создана для приватизации акций "Якутугля" Республиканская инвестиционная компания, перечислены и основные направления расходования вырученных средств. Первое из них — строительство железной дороги. Второе — инфраструктурные проекты на территории республики. Конкретные проекты определялись Минфином РФ. Но этот список формировался с учетом тех государственных программ, которые были утверждены на территории Якутии на момент принятия мирового соглашения, то есть к 2007 году. Большой плюс создания специализированной организации состоит в том, что мы можем точечно финансировать конкретные направления на протяжении нескольких лет. Если бы деньги поступили в государственный бюджет, они были бы расписаны буквально за один год. А с учетом того, что бюджет республики дотационный, они были бы попросту съедены.
Тем более что вскоре грянул кризис...
В кризис РИК как раз выступила запасным парашютом для многих проектов. У других субъектов федерации был бюджетный дефицит, у нас же республиканские проекты не останавливались и продолжали финансироваться. Хочу отметить, что во время кризиса РИК также помогла нашим большим стратегическим компаниям. Например, был предоставлен заем авиакомпании "Якутия". Ведь мы имеем право размещать средства на депозиты и выдавать займы. Впрочем, сейчас большую часть долгов нам уже вернули, и деньги пошли по прямому назначению. На данный момент профинансировано 95% от всего, что заложено в мировом соглашении. Много объектов уже построено на территории республики. За счет этих денег сделано немало добра.
Вы это именно в таких категориях рассматриваете?
Да, газификация сельских населенных пунктов — это определенно добро. И уж совершенно точно некоммерческий проект. Проводить газ в деревню, где нет никакого производства, кроме лошадей и коров, не очень-то выгодно. Но там есть большое количество людей, которым нужны свет и тепло. Собственно, эти вопросы мы и решаем — вопросы повышения качества жизни людей. Люди ведь чем топили? Дровами. Даже сам помню: когда маленький был, дровами топили печку. Мы в Хангаласском улусе жили, от Якутска в принципе недалеко, но газа не было. Газ также позволяет строить гораздо более серьезные производственные объекты на селе — коровники, молочные цеха, овощехранилища — все то, что необходимо для развития сельского хозяйства.
Хотя газ на территории республики добывают в довольно-таки больших объемах. И центральная часть сейчас более или менее газифицируется. Но часто получается, что магистральный провод идет рядом, а то и прямо через поселок. Вот она, труба, а газа нету. Так же не должно быть, я считаю.
С переходом на газ падает и стоимость энергии для промышленных предприятий. Что тоже очень важно. От федерального центра определенные средства на газификацию, конечно, тоже направлялись, но их было недостаточно, чтобы сделать все необходимое. А в региональном бюджете денег не хватало.
Так же, как с железной дорогой...
Да, у республики по этому направлению была серьезная кредиторская задолженность. Так что деньги от приватизации "Якутугля" пришлись очень кстати. Железная дорога — долгострой еще Советского Союза. А теперь она дошла до Нижнего Бестяха, это напротив города Якутска, на другой стороне реки Лены. Сейчас там завершающий этап строительства. Грузы уже вот-вот пойдут. Это очень важно для нашей территории.
Поначалу ведь предполагалось, что железная дорога пойдет непосредственно в Якутск.
Да, собирались строить совмещенный мост. Решение о том, что он будет только автомобильным, приняли уже потом. На самом деле вопрос стоял, будет ли мост вообще. Были мнения, что это слишком дорого. И тут большая заслуга президента и правительства республики, что они этот проект все-таки отстояли. А когда будет автомобильный переход, то дорога фактически дойдет до Якутска.
То есть скоро в город можно будет не только на самолете прилететь. Кстати, терминал аэропорта уже строили в 90-е годы. Почему вы решили построить на угольные деньги еще один?
Тут много говорить не надо, просто посмотрите на фотографию. Или поезжайте в аэропорт Якутска, и увидите там слева большой терминал, а справа — маленькое здание. Это и есть старый аэропорт. Там даже зоны прилета не было. Поскольку мы претендовали на то, чтобы наш аэропорт стал международным, мы должны были соответствовать требованиям. К спортивным играм "Дети Азии", когда к нам прилетело много иностранных делегаций, аэропорт наконец получил заветный статус.
К "Детям Азии" республика и огромный спорткомплекс выстроила, "Триумф". И вы в него более 1 млрд вложили.
У нас в принципе по спорту много объектов строится. Но всегда хотелось такой большой, фундаментальный. В республике, скажем так, суровые климатические условия. И наши спортобъекты не всегда были пригодны для круглогодичных занятий. А для таких международных программ, как "Дети Азии", нам нужны были сооружения масштаба "Триумфа". В планах это было давно, но денег не было.
Вы ведь вложились не только в спорт, но и в другую социальную инфраструктуру?
На эти деньги была построена и оснащена больница в Томмоте и три средних специальных учебных заведения: медицинское училище в Алдане, транспортный техникум в поселке Нижний Бестях, где будут готовить железнодорожников, и горно-геологический техникум в поселке Хандыга Томпонского улуса. Все наши образовательные проекты продиктованы кадровыми потребностями. Например, у нас среднеспециальных геологических учебных заведений не было, а специалистов требуется много. Ведь идет интенсивное развитие добычи. А квалифицированные кадры — в большинстве своем вахтовики. Мы теперь свое местное население обучим в этом техникуме.
Приобрела республика, конечно, немало, но зато пришлось расстаться с "Якутуглем".
От "Якутугля" дивидендов по большому счету не было. А продали мы наши акции перед кризисом, и очень удачно — после уплаты налогов и сборов мы смогли распределить 37,4 млрд рублей. Что касается налогов, то тут ситуация такая: у нас сейчас налогоплательщики платят налоги с учетом всех своих доходов и всех своих убытков. Если у "Мечела" где-то есть убытки, а на территории республики — доходы, то республика с этого получает меньше, чем могла бы. Сейчас мы продали часть акций АЛРОСА, и тут по деньгам республика выигрывает, а по налогам не теряет. Скажу больше, развитие АЛРОСА прямо влияет на налоговые доходы республиканского бюджета. Самой компании от этой продажи тоже хорошо. Она должна была развиваться, а для этого надо было выйти на IPO. Никто толком не знал, сколько все-таки стоит АЛРОСА, спорили много. Сейчас продажа произошла, на бирже акции торгуются, и уже известно, что сколько стоит. АЛРОСА вышла на мировой рынок. Акции продавал на московской бирже Goldman Sachs, очень хорошо отработал.
В Якутии не все были довольны продажей...
Понимаете, для республики АЛРОСА — это наше все. И население морально не было готово к продаже части пакета акций. Но человеку, который живет в ветхом и аварийном жилье, от того, что у республики есть акции, лучше не становится. А на вырученные деньги мы сумеем решить его проблему. У нас аварийный жилой комплекс очень большой. В основном это деревянные двухэтажные дома 1950-1970-х годов постройки. В декабре 2013 года мы уже направили 1,2 млрд на эти цели. Президент утвердил основные направления расходования этих средств, там очень много объектов, построить которые — требование времени.
Например?
Например, онкологический диспансер. Не только в республике, но и по всей России число людей, болеющих раком, растет. А специализированного центра для их лечения у нас нет. Алмазных денег хватит на проектирование и начало строительства. Вопрос завершения работ мы будем дальше решать, в том числе и перед федеральным центром его ставить. Другое неотложное дело — школы. Почти все, на которые мы потратим деньги от продажи акций, находятся в аварийном состоянии. Они могут обрушиться и представляют опасность для детей. Причем по многим школам это завершение начатого когда-то давно строительства. Определенная сумма, 4 млрд рублей из алмазных денег, заложена на второй этап газификации.
Транспортная составляющая в этот раз меньше, чем в случае с угольными деньгами?
Да, но мы должны решить проблемы, связанные с северным завозом. У города Якутска и центральной части республики теперь есть железная дорога. Но для Севера вопрос водных путей все равно стоит остро. Корабли на сегодняшний день устарели. Для того чтобы эту проблему решить, мы совместно с Ленским объединенным речным пароходством будем строить новые суда. Конечно, на 550 млн рублей, которые у нас отведены по этой статье расходов, все потребности удовлетворить не удастся. Но пароходство будет и само привлекать деньги.
Все эти проекты и за счет угольных денег, и за счет алмазных рассчитаны до начала 2017 года. А что потом?
Что РИК, что ОАО "РИК плюс", созданное для использования средств от приватизации "Алроса", это компании специализированные, у которых большая социальная составляющая. Но при этом у нас есть и объекты коммерческого плана. Закон об акционерных обществах никто не отменял, мы хорошо работаем с инвесторами извне. Для инвесторов привлекательнее иметь дело с той компанией, у которой есть большие активы. А мы по мировому соглашению все построенное передаем безвозмездно. Мы уже передали государству объекты на 5 млрд, и РИК предстоит передавать объекты на еще большие суммы.