Не выпить и за руль не сесть
Дешевый рубль поднимает цены на машины и алкоголь
Девальвация рубля ударила по потребительскому рынку. Первыми отреагировали автодилеры, которые ждут повышения цен на автомобили в среднем на 10%. Не помогает сдержать их и то, что большинство массовых моделей собирают в России: здесь локализовано производство дешевых комплектующих, а дорогие узлы по-прежнему импортные. Существенного роста цен ждут также на рынках бытовой техники и алкоголя.
О том, что из-за ослабления рубля дилеры в ближайшие месяцы ждут "серьезного повышения цен на новые автомобили, в первую очередь иномарки", "Ъ" рассказали несколько источников на авторынке. С 9 января курс доллара ЦБ вырос на 4,43% до 34,62 руб., евро — на 5,12% до 47,37 руб. (см. текст на этой же странице). Собеседники "Ъ" уточняют: "будет поступательная индексация на 1-2%, которая в целом может достигнуть 10%". Ряд дилеров уже начали сокращать предзаказ на новые машины, чтобы как можно дольше продавать текущие стоки по более низким ценам.
В автоконцернах проблему признают. Например, в GM говорят, что "ежедневно отслеживают курс рубля". "Пока мы не повышаем цены, но, если падение окажется долгосрочным, это неизбежно придется делать",— говорят в компании. В Renault отмечают, что "пока решения о росте цен нет". В Ford Sollers сообщили "Ъ", что с 1 февраля поднимут цены в пределах 1-2% на легковые автомобили, а решения о дальнейшей ценовой политике будут принимать исходя из колебаний курса рубля.
Дилеры утверждают, что автоконцерны уже уведомили их о грядущем повышении цен. В "Авилоне" (продает Mercedes, Hyundai, Ford и др.) сообщили "Ъ", что получили от производителей новые прайс-листы по всем имеющимся брендам. "Рост в ожидаемых границах 1-3%, ощутимо подросли цены на новые модели",— говорит директор по продажам дилерского центра Jaguar Land Rover "Авилона" Андрей Горшков. Он считает, это не окончательный в этом году ценник. При этом специальных акций и распродаж будет меньше: дилеры сокращают объемы заказов. В "Авилоне" отмечают, что текущий объем запасов предусмотрен на 1,5-2 месяца и автомобили, оставшиеся с 2013 года, продаются гораздо лучше из-за разницы в цене. "Это связано с девальвационным эффектом от роста курса основных валют, а также с подорожанием сырья, электроэнергии и бензина",— поясняет директор дилерских центров "Звезда Столицы" Mercedes-Benz ГК "Рольф" Ольга Петрова. "В 2014 году средняя стоимость автомобилей может вырасти до 10%",— полагают в "Рольфе". По оценкам агентства "Автостат", по итогам 2013 года средняя цена на автомобиль (с учетом отечественных брендов) в России выросла на 2,9% до $28,1 тыс., в 2012 году — на 3,1%. Эти показатели были ниже уровней инфляции (6,5% в 2013 году).
Президент ГК "Фаворит Моторс" Владимир Попов отмечает, что в связи с ослаблением рубля наблюдается временный всплеск спроса: потенциальные покупатели, которые раздумывали о покупке, опасаясь роста цен, все же решились на нее. Но, по его оценкам, "это временная тенденция, с ростом цен спрос обязательно упадет, что лишь усугубит общую стагнацию российского авторынка". В прошлом году продажи легковых автомобилей и LCV упали на 5,5%, в этом году PwC ожидает падения рынка в среднем на 3%. Подорожание цен на автомобили неизбежно из-за инфляции и колебаний валютных курсов, признает старший менеджер PwC в России Сергей Литвиненко.
Источники "Ъ" на авторынке объясняют "неизбежный рост" цен даже на иномарки отечественной сборки подорожанием комплектующих. В рамках режима промсборки автоконцерны должны к 2016-2017 годам достичь уровня локализации в 55-60% взамен на пошлины в размере 0-5% на импорт комплектующих. Но, говорят источники "Ъ", сейчас локализованы лишь дешевые комплектующие, например пластики или колеса. По данным "Автостата" на 2013 год, производство Toyota в России было локализовано на 15%, GM — на 20%, Nissan — на 31,7%, Volkswagen — на 50%. По ряду моделей уровень выше, например, для Renault Logan и Sandero — 75%. "Об импорте и говорить не приходится, утилизационный сбор почти полностью компенсирует снижение пошлин",— отмечает один из источников. В результате цены на иномарки массового сегмента в России (в том числе отечественной сборки) и так выше, чем в ЕС и США, хотя ряд более дорогих машин (в том числе премиум-класса) в России дешевле, чем в Европе. "Наиболее дешевый рынок сегодня в США, где разница с Россией — 10-30%",— отмечает Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала".
Аналогичного подорожания из-за роста курсов доллара и евро ожидают и на рынке бытовой техники и электроники. Представитель "М.Видео" Антон Пантелеев говорит, что пока компания имеет товарные запасы, которые закуплены по прежним ценам. Но в перспективе цены могут вырасти пропорционально курсам валют, признает он; наиболее чувствительна к таким колебаниям цифровая техника. "Это может произойти через один-два месяца, если курс не скорректируется вниз",— резюмирует господин Пантелеев. Глава PR-отдела Media Markt Анна Трофимова добавляет, что курсовые риски, как правило, закладываются импортерами на квартал или более длительный срок вплоть до года. "Все зависит от степени изменения курса евро и доллара: если рост составит 9-10% и более от среднегодового за 2013 год, то отпускные цены будут повышены",— говорит она, добавляя, что к повышению цен для конечных потребителей на рынке прибегают лишь в крайнем случае.
Гендиректор Simple (поставки элитного алкоголя) Максим Каширин слышал о том, что многие импортеры алкоголя еще в конце 2013 года поднимали цены в среднем на 10-20%. "Мы еще цены не повышали, но планируем сделать это в феврале-марте не менее чем на 10%",— поясняет он. Коммерческий директор дистрибутора "Бастион-Нева" (импорт коньяков и вин) Константин Егиазарян говорит, что компания уведомила контрагентов, что с 1 февраля повысит цены на импорт. На крепкий алкоголь, по его словам, рост цен составит 15-20%. "На две трети это связано с ростом акциза, и только на 1/3 — с ростом курсов валют",— уточняет топ-менеджер. На импортное вино "Бастион-Нева" поднимет цены на 5-20%.