Махачкала замирилась с Гимрами
Власти Дагестана организовали социальное противодействие боевикам
В Махачкале было подписано "Соглашение о взаимодействии по противодействию экстремизму и терроризму" между правительством Дагестана, администрацией Унцукульского района, администрацией и общественностью селения Гимры. Суть этого необычного документа состоит в том, что местные чиновники и общественники обещают усмирить боевиков, а власти в ответ обязуются построить в Гимрах социальные объекты. Подписываться под договором представители большинства тухумов (родов) отказались.
Небольшое село Гимры (4,5 тыс. человек) в Унцукульском районе Дагестана имеет древние традиции сопротивления. Здесь родились и до сих пор очень почитаются два имама — Гази-Магомед и Шамиль, в XIX веке воевавшие против царской России. В местном музее экспонаты времен Кавказской войны соседствуют с гильзами от современных снарядов, выпущенных по селу в XXI веке. Последние два года в районе действует режим КТО, в Гимрах введен комендантский час — местным жителям запрещается выезжать и въезжать в село после 22 часов. В апреле 2013 года в селе в рамках спецоперации по нейтрализации участников двух местных группировок боевиков Ибрагима Гаджидадаева (был уничтожен) и Магомеда Сулейманова прошла масштабная зачистка. Всех жителей выдворили за пределы Гимр, силовики обыскали дома, несколько из них, принадлежащих родственникам боевиков, взорвали. В МЧС Дагестана было подано более 400 заявлений с требованиями возместить ущерб.
Несмотря на внушительное количество силовиков (по оценке главы районного собрания Асадулы Дибирасулова, в отделе полиции Гимр сейчас находится более 100 человек, в том числе прикомандированные омоновцы), ликвидировать окрестных боевиков не удается.
Очевидно, для того чтобы лишить бандподполье базы, глава Дагестана Рамазан Абдулатипов в августе прошлого года предложил подписать с местным джамаатом соглашение.
"Ко мне приехали гимринцы после операции, которая там проводилась, после чистки. Я им сказал: "Как может родина двух имамов Дагестана бояться 10-20 негодяев и подчинить им весь свой джамаат?" Когда они ставили вопросы, я сказал: "Ничего вам не будет сделано до тех пор, пока ваша община не возьмет на себя какие-то обязательства... по наведению порядка"".
В итоге гимринцы обязались "принимать все законные меры для возвращения к мирной жизни уроженцев села, участвующих в деятельности НВФ; совместно с правоохранительными органами не допускать в село лиц, имеющих отношение к боевикам, и их пособников; оказывать содействие правоохранительным органам во время проведения контртеррористических операций", сообщает пресс-служба главы Дагестана. Кроме того, гимринцы обещают создать сельскую народную дружину и проводить соответствующую агитацию среди молодежи.
Правительство республики, в свою очередь, берет на себя обязательства построить школу, детсад и больницу, провести берегоукрепительные работы, выделить средства на капремонт дома культуры и водопровода в селе, а также содействовать созданию нескольких малых производств.
Как рассказал "Ъ" начальник управления по внутренней политике Мавлидин Маликов, соглашение четырехстороннее: его подписали главы правительства, Унцукульского района, администрации Гимр и представители общественности села.
По словам господина Маликова, документ прошел согласование в разных ведомствах, в том числе в республиканском Минюсте. Глава республики уже заявил, что опыт подобного взаимодействия с джамаатами нужно распространять, в частности, на села Цунтинского, Цумадинского и Табасаранского районов. Впрочем, до конкретных поручений пока не дошло.
В самом селе документ восприняли неоднозначно. В Гимрах около 25 тухумов, с главами которых и планировалось изначально подписать соглашение. Однако большинство из них от этого отказались, объяснив, что не могут нести ответственность за своих родственников, которые ушли в лес.
"Гимринцы надеются, что это будет серьезный документ. Но, чтобы он был серьезным с точки зрения правительства, должно быть соответствующее постановление или указ президента",— сказал "Ъ" глава села Алиасхаб Магомедов.