Зимний пит транспорта
Зачем настоящему мотоциклисту питбайк
Поставив любимого железного коня в гаражное стойло на долгую зимовку, мотовладелец через некоторое время впадает в состояние острой двухколесной недостаточности — в байкерской среде его называют "мототоксикоз". Одно из средств, помогающих пережить это тяжелое заболевание,— питбайк.
Снаряд для механиков
Cтоял октябрь, когда я окончательно смирился с мыслью, что сезон для меня закончен: всегда казалось, что ездить по лужам, закутавшись в теплую экипировку,— это не мое. Закатив мотоцикл в дальний угол гаража, я заботливо прикрыл его чехлом и на ближайшие полгода превратился в автомобилиста. По крайней мере, так мне на тот момент казалось. Однако уже через месяц неведомая сила потащила меня в гараж, и пришлось констатировать очевидное: прошлогодняя история повторяется. Я опять буду время от времени расчехлять мотоцикл и кататься по подземному паркингу, подогревая зимнего себя теплыми мыслями о будущем лете. "Нет уж, дудки!" — решил я. Буду бороться с хандрой подручными средствами.
Традиционные виды моторизованного времяпрепровождения зимой — снегоход и квадроцикл — я отмел сразу же, для этого добра надобно иметь загородную базу в виде дачи. Нужно было что-то более мобильное и по возможности недорогое. Второй мотоцикл? Но какой? Полноценный эндуро, конечно, можно хранить в гараже, но ездить по городу всю зиму на нем все равно не получится.
Выбора у меня, по сути, не было — единственным средством передвижения, которое хоть как-то вписывалось в мою концепцию владения, оказался питбайк. Он достаточно компактен — ровно настолько, чтобы разместиться в багажнике универсала или внедорожника. Более того, при определенном везении пит можно утрамбовать даже в обычный седан, правда, у мотоцикла для этого потребуется снять руль и переднее колесо. Что немаловажно, с погрузкой в машину справится и один человек, поскольку по меркам мототехники пит весит всего ничего — порядка 70 кг. Но самое главное — это цена, которая, как говорится, решает: от 30 тыс. руб.
Теперь о том, что за зверь такой — питбайк. Само по себе название говорящее: если пит — это ремонтная зона на гоночной трассе, то питбайк — средство передвижения по ней. Изначально для этих целей использовались велосипеды, однако позже ленивые механики решили, что крутить педали как-то неблагородно, и придумали мини-байки. Это были донельзя примитивные конструкции, лишенные даже подвесок, которые приводились в движение трехсильным бензиновым моторчиком. Следующий этап эволюции питбайков — полностью заслуга японцев: в середине 1960-х они явили миру скутеретту Honda Super Cub, ставшую культовой моделью, а позже соорудили с таким же мотором мини-байк Honda Z50. Ныне привычный облик питбайки обрели с появлением миниатюрного кроссового, то есть, по сути, внедорожного, мотоцикла Honda XR50F/CRF50F: он стал той самой печкой, от которой пляшут все современные производители подобной техники.
Кстати говоря, с точки зрения закона транспортным средством пит не является вовсе — это спортинвентарь. С одной стороны, такой статус можно расценивать как благо: мотоцикл не требует регистрации в ГИБДД. Но с другой — путь на дороги общего пользования ему заказан. Впрочем, есть ли резон использовать сугубо внедорожную технику на твердом покрытии?
Оказывается, есть.
Выше среднего
Изначально питбайк (по крайней мере, подавляющее большинство моделей) комплектуется "грунтовой" резиной с развитым протектором, однако ничто не мешает превратить его в мотард — так обычно называют кроссовые мотоциклы, поставленные на дорожные колеса. Таким образом пит становится идеальным инструментом для приобщения к культуре стантрайдинга: на нем можно практиковать базовые элементы вроде wheelie и stoppie (езда на заднем и переднем колесах соответственно), не задумываясь о цене ошибки. Логика тут простая: невысокая скорость и малый вес питбайка делают упражнения относительно безопасными, а ремонт стоит копейки по сравнению с большими мотоциклами.
Между прочим, размер колес — один из важнейших признаков питбайка. Обычно посадочный диаметр колеса не превышает 14 дюймов — но только не в России: есть мнение, что модели с 17-дюмовым передним колесом стали ответом на запросы российских пользователей, которым не хватало дюймов для дачного фрирайда.
Мой подопытный AVM ТТ125E — классический питбайк стоимостью 39,9 тыс. руб. Он оснащен простым и надежным 4-тактным 125-кубовым мотором, ведущим родословную от Honda Cub — на это указывает единственный цилиндр, расположенный горизонтально. Российские черты питбайка — популярный в наших краях размер колес (17 дюймов спереди, 14 — сзади) и собственно название: мотоцикл собран в Китае, но продается под отечественным брендом AVM. Вообще, русификация иностранной техники — явление довольно распространенное, наш рынок изобилует примерами подобной мимикрии: Irbis, JMC, Forsage, Patron, Stels, Baltmotors — вся техника под этими марками имеет азиатское происхождение.
Впрочем, надо отдать должное российским дистрибуторам — многие по мере сил борются с китайской культурой производства, осуществляя авторский надзор. От среднестатистического питбайка ТТ125E отличается рядом изменений, внесенных в конструкцию для пущей надежности: японские ступичные подшипники, алюминиевые колесные диски, улучшенные тормозные машинки и карбюратор Mikuni. Кроме того, по настоянию дистрибутора комплектация получила более мягкие грипсы (ручки на руле), иную набивку седла и брызговик, прикрывающий задний амортизатор от летящей из-под колеса грязи. Наконец, вместо прямоточной выпускной системы установлен глушитель с "флейтой", которая заметно снижает уровень шума. Вещь полезная — пит зачастую используется в качестве дачного транспорта, а громогласный прямоток заставляет свирепеть соседей.
Как и все прочие питбайки, ТТ125E имеет 4-ступенчатую коробку, схема переключения которой отличается от обычной мотоциклетной: здесь все передачи включаются наверх (N-1-2-3-4), тогда как на любом большом байке первая передача находится внизу (1-N-2-3-4). И еще, усредненный пит оснащается кик-стартером и лишен светотехники, модель же ТТ125E дополнена электростартером и фарой головного света, а вместо счетчика моточасов стоит практически полноценная приборная панель.
В общем, питбайк — предмет хоть и не слишком замысловатый, но вполне серьезный и просто купить его — это даже не полдела. Надо еще научиться на нем правильно ездить.
Снова в школу
Пит в первую очередь хорош тем, что позволяет получить удовольствие от простых покатушек: на нем можно доехать до сельпо или просто погонять по лесным тропинкам и вернуться домой, будучи заправленным адреналином по самое горлышко. Но чтобы питбайк раскрылся, нужны умелые руки-ноги. У меня таких не было, пришлось просить помочь их отрастить человека многоопытного — Александра Самойлова, призера чемпионатов России по эндуро и инструктора мотошколы SVR.
Оказалось, для обучения мне понадобится зимняя шипованная резина. Поэтому, разжившись покрышками Mitas (они сделаны из "зимнего" компаунда, предназначенного для ошиповки), я вооружил их с помощью Александра специальными шипами в виде винта с острыми гранями. Шипы обеспечивают "держак" на льду; на оба колеса ушло порядка 500 штук. Пришлось потратиться: 3890 руб. отдал за пару шин, 2500 — за "винты" (5 руб. штука) плюс 2000 руб. за шиномонтаж. И уже после этого мы приступили к тренировкам.
Зря я воображал, что опыт дорожной езды на мотоцикле позволит мне запросто освоить азы эндуро. Как бы не так, по сути, пришлось учиться всему заново. Посадка в седле, способ входа в поворот, поиск баланса на сложном рельефе — моя новая мотоциклетная жизнь началась практически с нуля.
Слава богу, Александр отлично объясняет, что и как нужно делать:
— Максимально сдвигаешься вперед, обнимая коленями мотоцикл. В повороте выставляешь "внутреннюю" ногу вперед, тем самым смещая центр тяжести, а сам отклоняешься назад. Нога должна быть слегка согнута, а локти подняты. Вцепляться в руль не нужно!
Пытаюсь следовать командам, но получается не сразу — крайне сложно "думать" разными конечностями одновременно. Однако с каждым разом у меня выходит все лучше, хотя я собой категорически не доволен — угораздило же меня родиться таким неуклюжим!
Тем не менее постепенно приходит уверенность, что рано или поздно упрямый мотоцикл все же станет более послушным. Вот уже получается дрифт вокруг покрышки, да и принцип wheelie, кажется, удалось постичь...
Однако предостерегу всех тех, кто решит последовать моему примеру. Потому что, одолев один недуг, я, кажется, подхватил другую заразу, посильнее первой. Поборов зимний мототоксикоз, теперь считаю дни до очередной тренировки на питбайке.
Благодарим компанию AVM Shop за предоставленную технику и мотошколу эндуро SVR за обучение и помощь в организации съемки.