Счетная палата встала поперек дороги
При строительстве платной трассы в Тверской области выявлены нарушения
Счетная палата России выяснила, что строительство участка платной дороги Москва—Санкт-Петербург в Тверской области оказалось дороже на 6,6 млрд руб., чем планировалось ранее. Аудиторы также опасаются, что собранных с водителей денег за проезд может не хватить, чтобы окупить строительство. Заказчик строительства, госкомпания «Автодор», объясняет претензии Счетной палаты некорректными подсчетами и инфляцией.
Счетная палата (СП) опубликовала данные аудиторской проверки строительства первой очереди автодороги Москва—Санкт-Петербург на участке 258–334 км (обход города Вышний Волочек в Тверской области). Трасса должна быть построена к 31 июля 2015 года. Заказчиком строительства является госкомпания «Автодор», исполнителем — ОАО «Мостотрест» Аркадия Ротенберга. Стоимость проекта составляет 51 млрд руб.
700-километровая восьми-десятиполосная платная дорога Москва—Санкт-Петербург строится госкомпанией «Автодор» с 2010 года, примерный срок окончания работ — 2018 год. Предполагается, что проезд между городами обойдется водителям примерно в 1,1–1,2 тыс. руб. и займет 5,5 часов.
Счетная палата предъявила, по сути, три претензии к проекту.
Первая касается общей стоимости строительства, которая в момент утверждения гоcэкспертизой в 2010 году была на 6,6 млрд руб. меньше. «Экономического и правового обоснования указанного превышения стоимости строительства ГК “Автодор” не представила»,— заявили в Счетной палате.
Вторая претензия касается долевого участия «Мостотреста». По данным палаты, инвестиции компании в проект составляют 5,2 млрд руб., а затраты «Автодора» — 1,432 млрд руб. В 2011–2012 годах в проект было вложено 11,8 млрд руб., из них доля исполнителя (то есть «Мостотреста») в общем объеме капитальных вложений составила 2%. «Мировая практика не знает случаев подобного соотношения затрат бюджетных средств и привлеченных инвестиций, а именно: 98% к 2% при реализации проектов государственно-частного партнерства»,— заявил аудитор Максим Рохмистров.
Третья претензия касается прогнозов по выручке от платного проезда. В Счетной палате говорят, что суммарная величина «эксплуатационных платежей» за 2015–2033 годы составит 14 млрд руб., платежей за ремонт — 13 млрд руб., инвестиционных платежей — 16,5 млрд руб., то есть всего 43,5 млрд руб. Однако объем выручки от взимания платы с водителей, по прогнозам Счетной палаты, составит 34,68 млрд руб. Аудиторы опасаются, что этих денег не хватит, чтобы окупить не то что строительство, но даже содержание и ремонт. «Всего за период эксплуатации потребуется дополнительных ассигнований около 9 млрд руб.»,— говорят в палате.
По итогам проверки направлено представление в госкомпанию «Автодор» и письмо министру транспорта Максиму Соколову. В «Автодоре» пока не получили этих документов, но уже ответили на претензии Счетной палаты. Как пояснили в компании, разница между стоимостью в 2010 году и 2014 годом — это «сумма пересчета цен» с учетом инфляции: все эти расчеты были представлены на коллегии Счетной палаты. Доля «Мостотреста» в проекте строительства в действительности превышает 10%. «Помимо этого в проект были привлечены заимствования в размере 2,6 млрд руб.,— говорят в госкомпании.— Таким образом, реальное бюджетное финансирование проекта составляет 85% стоимости строительства». Что касается прогнозов по сборам от проезда, то в госкомпании говорят, что в реальности величина прогнозируемых доходов по данному участку, рассчитанная компанией SDG (Steer David Glaves) и KPMG, составляет 56,3 млрд руб., что полностью покрывает все затраты на эксплуатационной стадии. «Возможно, в приведенных авторами доклада цифрах прогнозные доходы также не были проиндексированы на уровень инфляции, что и привело к такому значительному отклонению от реальных расчетов»,— говорят в «Автодоре».