Предоперационный период
СБУ готовится к борьбе с терроризмом
Вчера глава Службы безопасности Украины (СБУ) Александр Якименко сообщил, что СБУ и Антитеррористический центр приняли решение о начале проведения на всей территории страны антитеррористической операции. Спустя несколько часов заявление с сайта спецслужбы исчезло. Правозащитники полагают, что де-факто в стране пытаются ввести режим чрезвычайного положения, и предупреждают о существенных ограничениях прав человека.
Введение режима антитеррористической операции глава Службы безопасности Украины Александр Якименко объяснил "массовым применением оружия со стороны экстремистски настроенных группировок". По его данным, "только за последние сутки более 1,5 тыс. единиц огнестрельного оружия и 100 тыс. патронов оказались в руках преступников". Среди них, в частности, 268 табельных пистолетов, две винтовки, три ручных пулемета, 92 гранаты, 15 тыс. патронов были захвачены в здании управления СБУ в Ивано-Франковской области, рассказал заместитель главы СБУ Владимир Породько на встрече с послами иностранных государств (см. стр. 1, 2). "Это уже не проявления терроризма — это конкретные террористические акты",— подчеркнул господин Якименко.
К участию в антитеррористической операции планировалось привлечь сотрудников СБУ, МВД, Минобороны, пограничной службы, центральных и местных органов власти. Ближе к вечеру в СБУ, правда, уточнили, что в заявлении господина Якименко речь шла "не о начале проведения антитеррористической спецоперации, а о подготовке к ее проведению".
Вместе с тем член правления Украинского Хельсинкского союза Владимир Яворский полагает, что антитеррористическая операция на территории всей страны — это фактическое введение чрезвычайного положения. Во время режима антитеррористической операции обыск помещений может проводиться без санкции суда, любое имущество может быть изъято силовиками для нужд спецоперации, дороги могут быть перекрыты без объяснения причин, банковские счета физических и юридических лиц — арестованы без решения суда, граждане, не имеющие при себе документов, могут задерживаться для установления личности. "Условия применения оружия силовиками значительно упрощены. Поэтому, если они решат, что человек представляет угрозу, никто не будет предупреждать, и они имеют право стрелять на поражение,— отметил господин Яворский.— Такие ограничения права человека, как при антитеррористической операции, возможны только во время чрезвычайного положения или войны. Мы имеем дело с попыткой обхода сложности введения чрезвычайного положения (вводится указом президента, а потом утверждается парламентом.—"Ъ") — антитеррористическая операция начинается лишь по решению главы СБУ".
В МВД и Минобороны между тем подтвердили, что готовы участвовать в антитеррористической операции. Так, в Минобороны вчера сообщили, что части вооруженных сил "обеспечивают защиту от террористических посягательств объектам Вооруженных сил, местам хранения стрелкового оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ".
Следует отметить, что народный депутат Анатолий Гриценко (внефракционный) вчера заявил, что и. о. министра обороны Павел Лебедев приказал передислоцировать в Киев военнослужащих 25-й Днепропетровской отдельной воздушно-десантной бригады и 79-го аэромобильного полка из Николаева. В пресс-службе Минобороны объяснили, что десантные войска передислоцируются для охраны военных баз, арсеналов и других объектов, и заверили, что десантники не будут использоваться для разгона митингующих.
Между тем начальник Генштаба генерал-полковник Владимир Замана в интервью Deutsche Welle опроверг сообщения о том, что десантные части отправлены в Киев. После этого президент Виктор Янукович подписал указы об отставке господина Заманы с поста начальника Генштаба и назначении вместо него адмирала Юрия Ильина. "Этот офицер (Владимир Замана.—"Ъ") никогда не согласился бы превратить воинов-десантников в полицейских. Под "новые" задачи армии нужен новый "военачальник". И такого нашли. Того, кто исполнит приказ",— прокомментировал вчера назначение господина Ильина Анатолий Гриценко.