"Наших чиновников не пугают даже возбуждения уголовных дел"

Минтруд подготовил шкалу дисциплинарных взысканий для госслужащих. В зависимости от нарушения наказание варьируется от выговора до увольнения в связи с утратой доверия. Однако эксперты сомневаются, что наличие таких рекомендаций может изменить образ мыслей недобросовестных чиновников.

Фото: Владислав Содель, Коммерсантъ

Министерство труда придумало, за что наказывать чиновников. Как пишут "Известия", ведомство составило шкалу дисциплинарных взысканий для госслужащих. В список нарушений попали, в частности, неправильно заполненные декларации, скрытые банковские счета, а также занятие бизнесом. Минимальное наказание за такие проступки — замечание. А максимальное — увольнение с записью в трудовой книжке "в связи с утратой доверия". Рекомендация Минтруда будет полезна. Часто госорганы по-разному интерпретируют антикоррупционное законодательство, и в наказаниях есть перекосы, отметил президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.

"Нарушение, связанное, например, с ошибками в декларации, может рассматриваться как основание для того, чтобы чиновника уволить со службы, или как основание для взысканий по служебной линии. Понятно, что все это несколько разные позиции, что этот процесс необходимо систематизировать. Плюс ко всему это требует усиления позиций ревизионных комиссий, которые находятся внутри организаций. По идее, это должно происходить вместе с формированием системы оценки эффективности органов государственной: не просто отслеживать нарушения, но еще и мотивировать чиновников к повышению собственной эффективности. Пока что таких мотивирующих факторов мало", — уверен Абзалов.

Увольнение чиновника по причине утраты доверия формально не запрещает ему работать на госслужбе в будущем. Однако, по словам экспертов, на практике ситуация противоположная. Несмотря на это, действующие меры по борьбе с коррупцией неадекватны масштабам самой проблемы, считает председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.

"Наших чиновников не пугают даже возбуждения уголовных дел. А эти риски намного меньше, чем выгода от коррупционных действий. На сегодняшний момент для больших чиновников, возможно, увольнение является неким наказанием. Но если даже после уголовных дел выстраивается коммерческая структура, которая находится рядом с властью, рядом с бюджетом, то это говорит о том, что они практически лишаются корочки, но остаются у управления процессом. Запись в трудовой книжке тормозит его государственную службу, но это только теоретически. Зачастую все-таки они находят возможность, как потом пролезть на муниципальную службу", — пояснил Кабанов.

Госорганы вряд ли начнут строго следовать шкале наказаний от Минтруда, считает директор Национального исследовательского института проблем коррупции Сергей Сапронов.

"Для чиновника замечание — это не результат, и я не думаю, что увольнение будет записано в трудовую книжку, потому что у нас в России никогда такого не делают, всегда говорят "иди по-хорошему, пиши заявление и до свидания". Это сейчас на усмотрение руководителя. Неправильно оформил декларацию — уголовного состава преступления в этом нет. За это действительно могут уволить, но это, опять же, на усмотрение руководителя — может пожурить, сказать "больше так не делай", или "быстро продай, чтобы не было общественного резонанса", — отметил Сапронов.

Согласно исследованиям антикоррупционных комиссий, в 2010 году за нарушения были наказаны 359 чиновников. В 2013-м их число выросло до трех с лишним тысяч.

Лилия Пономарева

Вся лента