Авиакомпании задрали цены перед ФАС
Служба требует распродаж авиабилетов
ФАС намерена заставить авиакомпании снижать цены на билеты за один-два дня до вылета. По мнению ведомства, это сделает полеты доступнее, но сейчас этому препятствуют зарубежные системы бронирования, регулирующие ценообразование. Источники в отрасли и эксперты говорят, что предлагаемая схема работы приведет к колоссальным убыткам перевозчиков, но вряд ли снизит цены на билеты.
Вчера глава ФАС Игорь Артемьев выступил с критикой существующих моделей продажи авиабилетов. Он считает, что одной из причин высоких цен на них стали системы бронирования. По словам чиновника, ФАС намерена "уничтожить" системы бронирования билетов, которые достались от Европы и США, и разработать новую, сообщило агентство "Прайм". Господина Артемьева не устраивает, что при снижении спроса авиакомпании держат высокие цены. "Закон экономики говорит: вместо того чтобы летать с пустыми креслами, нужно снижать цену, чтобы студент или бабушка смогли улететь",— отмечает он. По итогам 2013 года процент занятости пассажирских кресел в России составил 79,5%.
Глава управления контроля транспорта и связи ФАС России Дмитрий Рутенберг пояснил "Ъ", что при наличии свободных мест на рейсе целесообразно продавать билеты дешевле за один-два дня до вылета для увеличения объемов перевозки, так перевозчик может получить дополнительный доход. Снижение цены может быть равно, например, стоимости сборов, включенных в цену билета и не возвращаемых при поздней сдаче. По его словам, для внедрения новой схемы требуется "доработка программного обеспечения", которая "не может быть слишком дорогой". Заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин пояснил вчера "Ъ": "Пока мы говорим о корректировке формирования тарифов на авиаперевозки, в частности, о снижении их стоимости при низкой загрузке рейсов за несколько дней до вылета. Это аналогично системе динамического ценообразования, которая внедряется на железных дорогах". По его словам, ФАС провела консультации с "крупными российскими авиакомпаниями", но тема еще будет обсуждаться на экспертном совете при ведомстве.
ОАО РЖД ввело практику динамического ценообразования на нерегулируемые перевозки летом 2013 года. Цена зависит от времени приобретения, сезона, конкурентоспособности маршрута, причем чем раньше он был приобретен, тем он дешевле. Но, если спроса нет, в последние дни перед поездкой цены не растут, уточнил источник "Ъ" в ОАО РЖД. Собеседник в одном из крупных агентств по продаже авиабилетов пояснил, что сейчас алгоритм ценообразования в авиаперевозках предполагает постепенный рост цен по мере приближения даты вылета, на рейсе несколько тарифных классов, а самые дешевые билеты можно вернуть лишь с большими штрафами. Как правило, к вылету остаются самые дорогие билеты, а авиакомпания может добавлять дешевые тарифы в систему бронирования как минимум за две недели до нужной даты, если заполняемость невысока.
В "Аэрофлоте", "Трансаэро", "Сибири" и "ЮТэйр" отказались комментировать идею ФАС. По мнению источника "Ъ" в одной из крупных авиакомпаний, она выглядит "как минимум странно": если пассажирам известно о распродаже накануне вылета, то компания не сможет заранее продать билеты по более высокой стоимости, получит колоссальные убытки и не сможет окупить затраты на перевозку. По его словам, в этом случае западные авиакомпании получат преимущество, поскольку продолжат работать по традиционной системе. Независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко замечает, что система ценообразования строится на том, что покупатель платит ровно столько, сколько готов заплатить за билет: чем ближе к вылету, тем острее необходимость в поездке. Но практика показывает, что перед вылетом основной спрос формирует корпоративный сегмент, покрывающий убытки от заблаговременной продажи билетов ниже себестоимости. Предлагаемая ФАС логика возможна, если на рейсе вообще нет корпоративного спроса, считает он, а изменение методики не приведет к снижению цен: издержки прежние, а рентабельность компаний в России невысока.
По словам господина Артемьева, компании принципиально не снижают цены, поэтому на смену действующим системам бронирования следует сделать "лучшую и свою систему". Сейчас российские компании работают с отечественной "Сиреной Трэвел", испанской Amadeus, американскими Travelport и Sabre. Со схожей инициативой создания своей системы выступал "Ростех" (см. "Ъ" от 31 января). Цель проекта — создание собственного инвенторного центра, в котором хранятся данные о перевозках (сейчас эти серверы за рубежом, за исключением "Сирены Трэвел"). Но, по словам господина Голомолзина, пока ФАС не вела переговоры с "Ростехом". В "Ростехе" уточнили, что новая система не является заменой существующих, а станет дополнением к ним.