Естественный отбор мощности
Усиление конкуренции может снизить доходы энергокомпаний
Регуляторы предпринимают попытку снизить уровень прямого госрегулирования на рынке мощности в энергетике. В частности, предложено вообще отказаться от потолка цен и усилить конкуренцию, проводя конкурентный отбор мощности (КОМ) на 2015 год не по 21 зоне свободного перетока, а по двум ценовым зонам. По мнению экспертов, это может привести к снижению доходов энергетиков в ряде регионов, но сибирские генкомпании, наоборот, получат премию к нынешним ценам.
Как стало известно "Ъ", регуляторы начали готовить реформу рынка мощности. 13 февраля замглавы Минэнерго Вячеслав Кравченко и представители "Системного оператора" (диспетчер Единой энергосистемы) уже обсуждали изменения механизма КОМ с крупными генкомпаниями, говорят источники "Ъ" в отрасли, следующее обсуждение назначено на сегодня. "Ъ" удалось ознакомиться с предложениями НП "Совет рынка" (регулятор энергорынков) по проведению КОМ на 2015 год.
КОМ сейчас проводится на год вперед и предполагает отбор наиболее дешевой генерации для оптового энергорынка, которая будет получать фиксированные платежи за мощность (для ТЭС — около 30% доходов). Сейчас он проводится по 21 зоне свободного перетока (ЗСП), объединенных в две ценовые зоны, причем в 16 ЗСП в 2014 году действовали предельные цены (потолок цен) Федеральной службы по тарифам (ФСТ). Станции, не прошедшие КОМ, но нужные для энергосистемы или теплоснабжения, могут получить "вынужденный" высокий тариф. Но потолок цен не учитывает региональных особенностей, что приводит к росту числа "вынужденных" станций и платежей потребителей, говорится в материалах "Совета рынка". Без потолка цен общая для ЗСП цена на мощность определяется по 85% востребованных мощностей, остальные получали меньшую из двух цен — тарифа ФСТ или заявки генератора. В материалах "Совета рынка" отмечается, что в этой ситуации может отсекаться даже эффективная мощность, а цены КОМ могут оказаться нулевыми (если в ЗСП много генерации, обязанной подавать заявки без цены). В итоге цены на мощность не соответствуют фактической стоимости.
"Совет рынка" предлагает вообще отказаться от потолка цен и определять цену мощности по 85% отобранных генераторов не по ЗСП, а по двум ценовым зонам (Европа с Уралом и Сибирь) или по 100% прошедших заявок в ЗСП, если эта цена ниже, чем по ценовой зоне. Это увеличит конкуренцию, считают в НП.
Идея о проведении КОМ по двум или четырем зонам звучала и в прошлом году. Укрупнение снимает риски в зонах с высокой монопольной концентрацией, где шаги торгов редкие и крупные: например, в маленькой ЗСП "Вятка" или в большой ЗСП "Сибирь", где ФАС требует от крупных генераторов (Сибирская генкомпания и "Иркутскэнерго") подавать единую заявку на все блоки. С другой стороны, есть и негативные аспекты. Участники рынка приводят в пример ЗСП "Чита" и "Бурятия", где высокий процент "вынужденных" генераторов. Сейчас эту дорогую генерацию оплачивают только потребители этих ЗСП, но если вести отбор по всей Сибири, то эти цены сравняются с энергоизбыточным Иркутском, где высока доля ГЭС. В первой ценовой зоне цены на мощность в Тюмени с дешевыми тарифами на газ вырастут до цен Урала и западных регионов.
В Минэнерго не ответили на запрос "Ъ". В ФАС укрупнение ЗСП в целом поддерживают, но "многие детали предстоит проработать", говорит глава управления электроэнергетики службы Виталий Королев. По его словам, ценообразование без потолка цен показало свою эффективность относительно госрегулирования, в этих зонах цена складывается ниже предельной. Предложенная модель КОМ соответствует установке правительства на ограничение конечной цены на услуги естественных монополий, отмечает чиновник. С тем, что конечные цены могут оказаться ниже нынешнего потолка цен, соглашается и Михаил Расстригин из "ВТБ Капитала". Но Наталья Порохова из Газпромбанка замечает, что текущий уровень цен на мощность и так очень низок и некомфортен большинству ТЭЦ в первой ценовой зоне, поэтому вряд ли стоит ждать их снижения. В Сибири, по ее оценке, цена должна вырасти после сильного падения на КОМ-2014 до 97,5 тыс. руб. за 1 МВт и приблизиться к адекватному уровню для угольных ТЭС.