"Невозможно вот так "в рассрочку" служить по призыву"

Студентам предложат служить в армии в летние каникулы. Зампред комитета по обороне Виктор Заварзин внес в Госдуму законопроект, согласно которому учащиеся вузов смогут отслужить в армии в рассрочку. Председатель Союза солдатских матерей России Валентина Мельникова прокомментировала инициативу ведущим Олегу Богданову и Максиму Митченкову.

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Студенты должны добровольно отказаться от летних каникул и уехать на три месяца в часть, пока не отслужат в общей сложности год, положенный по закону. Идею уже одобрили в Минобороны.

М.М.: Вы как к этой инициативе относитесь?

В.М.: Заварзин, как всегда, отстает на целый год. Последняя инициатива, такая же бодрая, которую высказал министр обороны на общественном совете нашем, это учить теории по 300 часов за учебное время студентов, а потом уже чтобы они проходили не 12 месяцев, а по одному месяцу в каникулы и выходили или с воинской специальностью рядового или сержанта, или даже офицера. Поэтому заварзинская инициатива смешная, она уже устарела.

М.М.: А вот за эти три месяца можно действительно подготовить солдат?

В.М.: Не смешите народ. Во-первых, никто не собирается их готовить. Вся эта история была выдумана как расширение военных кафедр и увеличение финансирования вузов, потому что невозможно вот так "в рассрочку" служить по призыву. Кто будут эти люди по своему статусу? Если с ними что-то происходит, кто за них отвечает? Хорошо, один раз можно призвать на три месяца, провести комиссию, выдать военный билет. Он через три месяца возвращается в вуз. Где его военный билет, где его статус военнослужащего по призыву? Он кто? А через полгода или девять месяцев, когда снова надо идти в часть, он кто? Кто ему снова выдает военный билет, в каком статусе его отправляют? Как будет действовать закон о страховании? Кто будет оказывать ему медицинскую помощь? Все это ерунда.

М.М.: Студенты-то сами как к этому отнесутся? Они уже высказываются?

В.М.: Это хороший вопрос: никто не проводил никакого социологического исследования. Были сделаны какие-то странные собрания студентов, как обычно, как в советское время: "Пастернака не читал, но, это самое, протестую", а тут наоборот: "Ничего не понимаем, но мы хотим на госслужбу, и мы типа на все согласны". Там есть всякие ручные студенческие союзы во главе с каким-то странными молодыми людьми, которые за все студенчество говорят. Я сказала Шойгу: хотелось бы получить какие-то обоснования: демографические исследования, социологические исследования, в конце концов, медицинские данные — кто годен, кто не годен, а потом уже выдвигать инициативы. Министр обиделся, но все равно в этой ситуации я, к сожалению, права.

О.Б.: Не понятно, как можно в армии три месяца служить. Это как сборы партизан.

В.М.: Этого не может быть, потому что это и не нужно никому. Это игры с любимой фразой "подготовка мобрезерва".

О.Б.: Помните, как в советское время призывали людей же пожилых? Партизанами их звали, они ходили постоянно пьяными.

В.М.: Но они все же были офицерами, это не просто так.

О.Б.: Нет, там были не только офицеры, там были люди в любом звании. Призывали на сборы временные: на месяц, на два.

В.М.: Сборы и сейчас есть. Это жутко затратная история, которая тоже, в принципе, никому особенно не нужна. Одно дело — действительно специалист, которого прицельно обучали: появилась новая техника, допустим, новый водитель какой-то тяжелой техники. Да, понятно, что можно его вызвать на два месяца, чтобы он познакомился, немножко поездил. Но этого же нет пока, пока войска в совершенно другом состоянии.

О.Б.: Невозможно подготовить за три месяца.

Вся лента