Прокуратура поставила СМИ в положение
Илдус Нафиков определил правила работы с журналистами
Прокуратура Татарстана вводит условия участия журналистов в своих мероприятиях. Ее глава Илдус Нафиков утвердил положение, по которому представителям СМИ может быть отказано в аккредитации на мероприятия ведомства, если ранее они писали о нем «на основании непроверенных, неподтвержденных или предположительных сведений». Журналисты считают, что нововведение «напоминает не слишком тщательно маскируемую цензуру», а «отказ в аккредитации за „неправильную“ статью выглядит как обида такого серьезного органа как прокуратура».
Прокурор Татарстана Илдус Нафиков, назначенный на эту должность полгода назад, утвердил «Положение об аккредитации представителей средств массовой информации на официальные мероприятия». Документ издан «в целях совершенствования организации управления, широкого и оперативного информирования населения о деятельности прокуратуры», отмечается в положении.
Ранее республиканская прокуратура не регламентировала это направление деятельности, а прежний прокурор Кафиль Амиров, занимавший этот пост 13 лет, имел репутацию одного из самых открытых для прессы республиканских чиновников.
Введенные господином Нафиковым правила предполагают получение журналистами «разовой (отдельной) аккредитации на каждое официальное мероприятие» прокуратуры. Возможность годовой аккредитации, которая, например, практикуется в Госсовете республики, не предусмотрена. Аккредитоваться представитель СМИ должен «не позднее, чем за трое суток до начала мероприятия» или в сроки, «оговоренные в анонсе мероприятия». Для этого на адрес электронной почты прокуратуры требуется каждый раз отправлять заявку с данными журналиста и редактора, а «в случае необходимости» — предоставлять копии свидетельства, лицензии, устава СМИ.
В документе отмечается, что аккредитация «не может быть использована для введения цензуры, иного ущемления свободы массовой информации», однако чуть ниже в нем говорится, что СМИ могут отказать в аккредитации — в случае «опубликования ранее информации о прокуратуре Республики Татарстан на основании непроверенных, неподтвержденных или предположительных сведений». Решение пускать или нет провинившегося журналиста, будет принимать «по согласованию» с господином Нафиковым его старший помощник.
В перечень обязанностей аккредитованных журналистов в положении включены требования «не опаздывать на мероприятия», «не вмешиваться» в их ход («если они не специально организованы для прессы») и соблюдать дресс-код — «придерживаться делового стиля одежды». «Это общие требования к мероприятиям, проводимым на уровне государственных органов»,— пояснил„Ъ“ старший помощник прокурора Татарстана Руслан Галиев.
«Положение вводит обилие формальных зацепок и расплывчатых формулировок. А это — богатая почва для злоупотреблений. При желании СМИ легко будет разделить на тех, с кем прокуратура „дружит“, и тех, с кем — нет»,— говорит редактор «Московского комсомольца в Казани» Андрей Григорьев. По его мнению, документ можно истолковать таким образом: прокуратура вправе отказать любому СМИ, опубликовавшему про нее критический материал. «Напоминает не слишком тщательно маскируемую цензуру»,— считает господин Григорьев, отмечая, что «даже на мероприятия с участием президента попасть будет легче, чем на встречу с прокурором республики».
С необоснованностью некоторых пунктов документа согласен журналист Юрий Алаев. «Введение дресс-кода выглядит экзотически. Но с этим я могу согласиться, учитывая, что в последнее время появилось немало откровенно развязных журналистов. А вот отказ в аккредитации за „неправильную“ статью выглядит как обида такого серьезного органа как прокуратура. Если опубликованы недостоверные сведения — требуйте опровержения и инцидент исчерпан»,— считает он.