"Это достаточно радикальная позиция"
Власти планируют пересмотреть налоговые ставки в России в целях борьбы с офшорами — сборы с "дочек" российских компаний за рубежом могут существенно вырасти. В нынешнем виде законопроект создаст проблемы крупному бизнесу и поставит под удар добросовестных инвесторов, считают эксперты.
Минфин ужесточает борьбу с офшорами, говорится в новом законопроекте ведомства, попавшем в распоряжение газеты "Ведомости". В соответствии с документом, существенно вырастет налогообложение иностранных "дочек" российских компаний. Взиматься налог будет с части нераспределенной прибыли, приходящейся на российского резидента. Ставка для юрлиц составит 20%, для физлиц — 13%. Ставка налога на дивиденды составит 9%. Чтобы попасть под действие закона, достаточно будет владеть всего 10% иностранной компании. Кроме того, распространить предложение планируется не только на структуры из офшорных зон списка Минфина, но и из низконалоговых юрисдикций. Законопроект в нынешнем виде создаст проблемы не только среднему, но и крупному бизнесу, считает партнер компании UFG Wealth Management Дмитрий Кленов.
"В том виде, в котором данная инициатива представлена на сегодняшний момент, это все-таки достаточно жесткая радикальная позиция. В случае ее принятия, это будет иметь существенное влияние на бизнес. При этом не только на малый или средний, но и прежде всего на крупный. Не совсем понятно, каким образом данный законопроект будет применяться, в первую очередь, к крупнейшим налогоплательщикам, к тем государственным монстрам, которые имеют достаточно много зарубежных компаний, у них много СП, которые создаются при владении более 10%. И каким образом учитывать и облагать налогами доход подобных СП, не совсем понятно", — недоумевает Кленов.
В контролируемой мировой практике, как правило, признается компания, где у владельца находится свыше 50% акций. Планка в 10% существует только в США. Однако в американском законодательстве есть ряд оговорок. В нынешнем виде предложение российского Минфина ударит по добросовестным инвесторам, заметил управляющий партнер адвокатского бюро "Леонтьев и партнеры" Вячеслав Леонтьев.
"Американский опыт говорит о том, что 10% — это минимальный размер, который может принадлежать гражданину. Но при этом общий размер процентов в уставном капитале, принадлежащий гражданам США либо американским компаниям, превышает 50%. Если десять граждан разделят по 10%, то все равно эта компания будет подпадать под аналогичный закон США. Если же в нашей инициативе оставить просто 10%, то под удар попадут и просто частные инвесторы, которые покупают акции публичных компаний, в том числе и иностранных, в качестве частных инвестиций", — рассказывает Леонтьев.
Вывести из-под удара добросовестных инвесторов можно и при доработке инициативы. К примеру, создав отдельную инструкцию с признаками искусственных трастов, считают эксперты. Но работать предложение все равно не будет. У налоговых органов просто не хватит ресурсов на его реализацию, заметил ведущий юрист налоговой практики юридической группы "Яковлев и Партнеры" Андрей Фелюст.
"Основной проблемой при введении новой схемы будет как раз проблема ее администрирования. Сегодня налоговые органы практически не обладают достаточным уровнем знаний, ресурсами, не налажен обмен между налоговыми органами России и зарубежных стран. Пока это не будет сделано, пока какие-то значительные изменения, в первую очередь, в этой сфере не произойдут, вряд ли можно будет успешно реализовывать этот контроль, как делает, например, американская налоговая служба. В российских налоговых органах нет даже, может быть, и десятой части этих ресурсов", — сравнивает Фелюст.
В ближайшее время антиофшорное предложение Минфина будет опубликовано для общественной экспертизы.