Россия ищет новые крылья
Опять обсуждаются проекты Ил-114, Ил-112 и Ан-124
На фоне конфликта с ЕС и США власти РФ вновь заговорили о развитии авиапрома без иностранных партнеров. Вице-премьер Дмитрий Рогозин предложил реанимировать заброшенные проекты КБ Ильюшина — пассажирский Ил-114 и транспортный Ил-112. Также чиновники вернулись к давно буксующему обсуждению возобновления производства Ан-124 "Руслан". Но проекты вызывают сомнения, и дискуссия выглядит лишь попыткой демонстрации независимости РФ от Запада.
Вчера вице-премьер Дмитрий Рогозин провел в Авиационном комплексе им. С. В. Ильюшина совещание с участием чиновников и авиастроителей. Встреча состоялась в продолжение заявлений господина Рогозина о проработке "ответных мер" на "возможные санкции Запада" в отношении РФ из-за событий на Украине (см. "Ъ" от 14 марта). Речь идет о возвращении к "полноценному проектированию и производству собственной, в первую очередь авиационной, техники", без которой Россия "не сможет держать территорию под полным контролем". Для КБ Ильюшина вице-премьер назвал наиболее перспективными проекты пассажирского самолета Ил-114 и транспортного Ил-112. Работа по ним началась еще в 1990-х, но, по сути, остановилась.
Ил-114 — семейство турбовинтовых самолетов для местных авиалиний. Вместимость — 64 пассажира. Дальность полета — 1,5 тыс. км. Первый опытный полет состоялся в 1990 году. До 2012 года выпускался в Ташкенте, построено около 20 самолетов. В 2012 году каталожная стоимость оценивалась в $16 млн.
Ил-112 — проектируемый легкий транспортный самолет в гражданском (Ил-112Т) и военном (Ил-112В) вариантах. Призван заменить Ан-26. Пассажировместимость — 44 человека, грузоподъемность — 6 тонн. Дальность полета — 1-3,4 тыс. км в зависимости от загрузки. Первый макет создан в 2004 году. В 2010 году Минобороны приостановило финансирование проекта.
Участвовавший во встрече замглавы Минпромторга Юрий Слюсарь сообщил "Ъ", что совещание было "установочным". В ближайшее время участники проработают "рыночную перспективу, востребованность и стоимость производства самолетов". По словам чиновника, потребность в Ил-114 составляет 100-120 воздушных судов до 2020 года на коммерческом внутреннем рынке. Место его производства пока не определено. Чиновник признал, что проект "пересекается" с планами "Ростеха" по выпуску в Ульяновске турбовинтовых самолетов Q400 канадской Bombardier, но заверил, что они могут развиваться "параллельно". Сборка Q400 должна начаться уже в конце 2014 года, организация производства Ил-114 займет 3-4 года. По поводу Ил-112, уточнил чиновник, идут дискуссии с Минобороны.
Источник в "Аэрофлоте" сообщил "Ъ", что Ил-114 "потенциально интересен" — "при прочих равных отечественные самолеты стоят дешевле иностранных". Но все зависит от того, как быстро будет организовано производство. В "ЮТэйр", которая активно закупает зарубежные региональные самолеты, говорят лишь, что планируют продолжать обновлять среднемагистральный флот. Источник в "Псковских авиалиниях" сообщил, что в компании давно ждут момента, когда Ил-114 "встанет на крыло". По мнению собеседника "Ъ", эта "машина лучше всего подходит для комфортной эксплуатации в российских условиях". Ее преимущества — в компоновке, возможности посадки на грунт и ремонта на российских мощностях. Среди недостатков — маленький ресурс двигателя.
Параллельно Минпромторг обсуждает судьбу проекта возобновления производства в России самолетов Ан-124 "Руслан". Документация на него принадлежит украинскому КБ Антонова. Стороны давно и не слишком успешно пытаются реализовать этот проект, но нынешний острый конфликт Москвы и Киева может поставить на нем окончательный крест. По словам главы ЗАО "Авиастар-СП" Сергея Дементьева, в этом случае РФ может реализовать проект сама. В ГП "Антонов" от комментариев отказались, но отметили, что "в ближайшее время будет подготовлено официальное заявление компании о перспективах дальнейшего сотрудничества с Россией". Еще в 2013 году руководство КБ уверяло, что сама Россия с проектом не справится.
Олег Пантелеев из "Авиапорта" считает поднятые проблемы во многом конъюнктурными: если проекты столь важны, то непонятно, почему они так долго были фактически заморожены. Не исключено, полагает он, что вся дискуссия является чистой демонстрацией уверенности в себе перед Западом.