Магнитное поле не совпало с правовым
Ульяновцы не могут доказать, что они не воровали
В Ульяновске разрастается конфликт между жильцами и управляющими компаниями (УК), обвиняющими жильцов в воровстве воды на основе выводов по «самодельной» методике. Жильцы утверждают, что являются законопослушными гражданами, однако суды принимают решения в пользу УК. В центре стандартизации и метрологии заявляют, что используемая методика ложная и не позволяет определить факт воровства, поскольку даже заводские счетчики имеют остаточную намагниченность.
На следующей неделе председатель комитета ЖКХ заксобрания Ульяновской области Геннадий Антонцев собирает специальное совещание с приглашением чиновников, руководителей УК, представителей правоохранительных органов и других заинтересованных сторон для решения проблемы воровства воды в системе ЖКХ. Речь пойдет о попытках ульяновских УК и ТСЖ бороться с воровством горячей и холодной воды путем выявления у жильцов по собственной методике намагниченных счетчиков (недобросовестные жильцы с помощью магнита тормозят на работу счетчиков ХВС и ГВС, искажая их показания). Так, УК «Жилстройсервис» (ЖСС) разослала жильцам предупреждения, сообщая им об «установлении факта несанкционированного вмешательства в работу приборов учета», в связи с чем компания пообещала произвести расчет за последние полгода в соответствии с постановлением правительства РФ № 354, исходя из пропускной способности трубы и ее круглосуточной работы. В сумме за полгода это может составить от 200 до 800 тысяч рублей. «Все это происходит странно: некие люди из управляющей компании заходят в дом, делают какие-то замеры, никаких актов жильцу не оставляют, а потом предъявляют претензии», — говорит независимый юрист Константин Толкачев, консультирующий в вопросах ЖКХ. По его мнению, метод сомнителен, доказательств воровства нет, и «ни в чем не виновные люди вынуждены платить огромные деньги».
Исполнительный директор УК ЖСС Николай Погодин пояснил „Ъ“, что объемы воровства воды достигли «невиданных размеров, до 30–45 % общего объема», и с введением ограничений по ОДН долги переходят на убытки УК. По его словам, для выявления воровства УК ЖСС воспользовалась услугами ульяновской компании ООО «Центр измерений № 1» (ЦИ‑1), с которой заключен договор оказания услуг по замеру остаточной намагниченности счетчиков магнитометром, «после чего некоторые жильцы сами признались, что использовали магнит», а «тем, кто не признался, будет произведено доначисление».
Как выяснил „Ъ“, указанный метод впервые был опробован в конце 2012 года в ТСЖ «Гранит» (председатель правления — Сергей Лях. — „Ъ“) с помощью того же ЦИ‑1, гендиректор и владелец которого — Игорь Лях, сын председателя «Гранита». Среди тех, кого Сергей Лях обвинил в воровстве, была Людмила Акимова, которая с помощью регионального общественного Центра защиты прав потребителей (ЦЗПП) обратилась в суд с требованием пересчитать незаконные начисления, отмечая, что она в работу счетчиков не вмешивалась, а замер намагниченности по самодельной методике «не предусмотрен никакими ГОСТами». В удовлетворении иска ей было отказано, с чем согласилась и апелляционная инстанция. Теперь ЦЗПП намерен подать новый иск — о незаконности выводов и измерений ЦИ‑1. «Мы считаем, что была судебная ошибка. Уровень намагниченности никак не свидетельствует о применении или неприменении магнита. Никакой методики измерений намагниченности не существует, а организации, проводящие измерения, должны проходить сертификацию, чего не было у ЦИ. Жилец ни в чем не виноват, и никто не имеет права взыскивать с него», — сказал руководитель ЦЗПП Денис Литвинов.
Впрочем, Сергей Лях с этим утверждением не согласен, хотя и подтвердил, что специальной методики у них нет: «Она не нужна, и лицензия на эти работы тоже не требуется. Наши выводы сделаны совместно с изготовителем счетчиков, мы убедились, что если есть намагниченность, значит, точно использовался магнит и было воровство».
Между тем производитель счетчиков (ООО ПК «Бетар», Чистополь) в ответе госпоже Акимовой сообщает, что «в счетчике имеются магнитные муфты», в связи с чем намагниченность его на момент изготовления уже составляет 400–500 микротеслов (в ЦИ‑1 считают, что намагниченность более 40 микротеслов — уже свидетельствует о воровстве. — „Ъ“), однако «утвержденной методики определения остаточной намагниченности не существует» и «в документации это не предусмотрено». На то же обращают внимание и в ФБУ «Центр стандартизации и метрологии Ульяновской области» (ЦСМ). «Даже если бы в документации и были данные о намагниченности, все равно должна быть аттестованная Росстандартом методика измерений. Возможно, кто-то и ворует, но из-за неправильных и незаконных измерений страдают невинные люди», — отмечает директор ЦСМ Виталий Марусин. По данным ЦСМ, к ним поступило «около сотни жалоб жильцов на необоснованные подозрения в воровстве из-за намагниченности», «было уже 8 или 9 судов, но только первые два были в пользу жильцов, а после проигранного суда с «Гранитом» все последующие решения стали делаться в пользу управляющих компаний». «Это произвол со стороны управляющих компаний, и печально, что судьи не принимают нашу аргументацию. Ситуация не в правовом поле», — отмечает директор ЦСМ.
Руководитель СРО управляющих компаний «Симбирский дом» Григорий Николаев отмечает, что «из-за воровства воды по городу общие убытки управляющих компаний в год составляют более 200 млн рублей, что может привести к их банкротству». В то же время он уверен, что для борьбы с этим «достаточно использовать специальные антимагнитные наклейки, которые уже показали свою эффективность, сертифицированы и находятся полностью в правовом поле», «хотя для УК это затратно».
Старший юрист Поволжской дирекции юридической компании «Вегас-Лекс» Игорь Гусев считает, что УК и ТСЖ не имеют права взыскивать средства с жильцов, пока не докажут их вину через суд, и «только независимая экспертиза с помощью ЦСМ поможет жильцам отстоять свою правоту и вернуть свои деньги», «а управляющие компании, если считают это воровством, должны обращаться в следственные органы».
Геннадий Антонцев пока не знает, возможно ли запретить подобные замеры ЦИ‑1. «С одной стороны, надо пресечь повальное воровство, а там, где применили методику, оно почти прекратилось. С другой — ни в коем случае не должны пострадать невиновные люди», — сказал депутат.