Строчная служба
Новая большая идея интернет-индустрии
Купив за рекордные $19 млрд мобильный мессенджер WhatsApp, Facebook указал интернет-индустрии, где искать новую большую идею. На кону — миллиарды пользователей и крепкие позиции в их смартфонах.
Остановки транскалифорнийской электрички CalTrain нанизаны, словно бусины, на нитку мировой истории ИТ-индустрии. Вот Redwood City, здесь расположены офисы Oracle и Electronic Arts. Следующая остановка — Menlo Park, где находится главный офис Facebook с 6 тыс. сотрудников. Дальше — Palo Alto, здесь HP, Tesla Motors и исторический гараж, в котором Уильям Хьюлетт и Дэвид Паккард собрали свой первый частотный генератор для компании Disney. Через несколько остановок — Mountain View, его достопримечательность — Googleplex, главный офис компании Google. Здесь же, в Mountain View, расположен и офис пока еще тихой знаменитости — компании WhatsApp, самого дорого стартапа в мире. Его недавно за $19 млрд приобрел Facebook.
Покупка WhatsApp — вторая по масштабу сделка за всю историю венчурной индустрии. Больше — $20,5 млрд — заплатила лишь Lucent за Ascend Communications в 1999 году, на волне первого интернет-бума. В нашем же веке приобретение мобильного мессенджера, приложения из App Store, за сумму длиной 11 цифр — событие беспрецедентного масштаба. Сделка принесла основателям компании, бывшим сотрудникам Yahoo! Яну Куму и Брайну Эктону, $6,8 млрд и $3 млрд соответственно, введя их в клуб самых богатых людей мира. Единственный фонд, финансировавший стартап,— Sequoia Capital — получил $3,5 млрд за $58 млн инвестиций, 60-кратную прибыль за три года.
История WhatsApp — история рекордов. На момент покупки приложение с аскетичным интерфейсом и таким же функционалом (отправка современных аналогов SMS) обладало аудиторией 450 млн человек. Это хоть и меньше, чем у Facebook (чуть более 1 млрд), но величины сравнимые. Число пользователей прирастало со скоростью 1-2 млн человек в день, не собираясь замедляться. Не исключено, что такими темпами уже к середине 2014 года аудитории гигантской соцмедийной корпорации и приложения из App Store, который развивали 56 человек, сравнялись бы. WhatsApp рос быстрее любого другого соцмедийного проекта в мире — Facebook, Twitter, Gmail, YouTube.
Феномен WhatsApp можно отнести на особые таланты его основателей. Но WhatsApp не одинок. Добрый десяток аналогичных проектов по всему миру рапортуют об аудиториях в несколько сот миллионов пользователей, набранных всего за пару лет, и темпах прироста миллионы человек в день. Скромные отправители сообщений претендуют на то, чтобы стать новой большой идеей — как упаковать все, созданное интернет-компаниями для настольного веба, в крохотный экран мобильного устройства.
$100 млрд. Рынок такого размера станет доступен Facebook после покупки WhatsApp, заявил CFO соцсети Дэвид Эберсман на конференции, посвященной сделке
Мобильный фронт
"Мессенджеры станут главным интерфейсом смартфонов",— говорит в интервью СФ директор по стратегии и маркетингу японского мобильного мессенджера LINE Джун Масуда (см. материал "Линия отрыва"). Вокруг LINE не так много медиашумихи, как вокруг WhatsApp. Проект, разработанный в недрах японского телекоммуникационного холдинга NHN Japan, лишь готовится к IPO, примеряя ценник $8 млрд.
По словам Масуды, причиной возникновения LINE стала катастрофа. Мощное землетрясение 11 марта 2011 года, затронувшее регион Тохоку и город Фукусиму, вывело из строя традиционные средства связи. "Голосовые звонки и SMS не работали, и мы несколько часов не могли связаться с родными и друзьями. В то же время мои коллеги, пользующиеся VoIP-сервисами, не испытывали проблем. Тогда мы решили разработать приложение — мессенджер, который позволил бы всегда оставаться на связи. Надежную линию связи даже для самой сложной ситуации",— рассказывает Масуда.
На разработку LINE ушло всего три месяца. А уже через полтора года после старта его аудитория достигла отметки 100 млн человек. В феврале 2013 года сервис выделили в отдельный бизнес, учредив LINE Corporation. Компания вошла в созданный для развития интернет-проектов холдинг Naver Corp., который в числе прочего занялся развитием поискового портала и игровой платформы. Вскоре основатель Naver Ли Хай-Джин вошел в клуб миллиардеров: когда капитализация Naver Corp. превысила планку $22 млрд, его пакет акций перевалил за $1 млрд. Произошло это во многом благодаря взрывному росту аудитории LINE (340 млн пользователей на февраль 2014 года) и выручке $336 млн по результатам 2013 года.
Идея дистрибуции и монетизации LINE отличается от WhatsApp. LINE бесплатен, но помимо отправки сообщений предоставляет целый спектр дополнительных сервисов, таких как игры, фотоприложение, позволяющее редактировать картинки LINE Camera, купонный сервис LINE Card и стикеры, изобретение LINE,— картинки, выражающие эмоции. Отправка стикеров вместо текстовых сообщений быстро завоевала популярность и стала настоящим культурным явлением. 60% доходов LINE обеспечили именно побочные сервисы, например продажи внутри игр, 20% пришлись на продажу стикеров и официальные аккаунты спонсоров в мессенджере.
"LINE отлично показал, как монетизировать аудиторию мессенджеров. У этих приложений высокая доля возвращающейся аудитории — продавайте им",— говорит Игорь Ермаков, руководитель направления Instant Messaging в Mail.ru Group. В его ведении находится легендарный ICQ — первопроходец рынка мессенджеров. Аудитория ICQ достигала 100 млн человек (2001 год), а оценка проекта — $400 млн. Сегодня аудитория ICQ чуть больше 10 млн человек — проект застрял на рынке десктопов. "В ближайшее время мы запускаем новые приложения под iOS и Android, обладающие всеми ключевыми особенностями мессенджеров нового поколения: привязка к телефонному номеру, стикеры, VoIP-телефония",— говорит Ермаков.
ICQ будет непросто воевать за рынок. Помимо WhatsApp и LINE за рынок мессенджеров борется целая плеяда игроков. Так, аудитория WeChat, принадлежащего китайскому телекомхолдингу Tencent,— 270 млн активных пользователей. Часть из них он получил благодаря новации по продаже снеков в вендинговых машинах в пекинской подземке с оплатой через сервис. Аналитики Barclays оценили его в $30 млрд. В Корее LINE уступает первое место по количеству пользователей мессенджеру Kakao Talk, запущенному в 2010 году Kakao Corp. Выручка Kakao составила в прошлом году $200 млн, половина ее получена от игр. 300 млн зарегистрированных пользователей у Viber — мессенджера, разрабатываемого в Белоруссии и Израиле. В конце прошлого года его купил японский онлайн-ритейлер Rakuten за $900 млн, чтобы бороться за канал цифровой дистрибуции с конкурентами из Naver и Tencent.
Но внутривидовой конкуренцией дело не ограничивается. "Пока мы меньше, чем Google,— комментировал итоги 2013 года Ли Хай-Джин из Naver.— Однако мы уже побили компанию на местном рынке, и я верю, что мы способны сделать это и на глобальном". Ключевое слово здесь "пока". В это сложно поверить, но похоже, что крохотные мессенджеры способны в покорении аудитории зайти гораздо дальше, чем сегодняшние властители веба.
Преемник SMS
По прогнозу исследовательской компании Juniper Research, опубликованном в марте этого года, мобильные мессенджеры будут аккумулировать до 75% всех сообщений, отправляемых с мобильных телефонов к 2018 году. Вытеснение привычных SMS-сообщений, отправляемых через мессенджеры, приведет к существенному росту трафика. Правда, на трафик мессенджеров придется лишь 2% выручки рынка мобильной связи, что составит около $3 млрд.
Главный экран
Масуда в размышлениях о причинах стремительного роста мессенджеров говорит о том, что суть телефона — коммуникация, поэтому чем больше соответствуют этой задаче сервисы "первого экрана" на мобильном устройстве, тем они успешнее. В этом смысле не фотоприложение, не игры и не многофункциональная социальная сеть должны быть фронт-эндом мобильника нового поколения. А то, с помощью чего пользователю удобнее и проще общаться,— мессенджер.
Живое подтверждение этой идеи — компания BlackBerry, аутсайдер глобального рынка смартфонов, занимающая на нем долю всего несколько процентов. Предустановленный в ее телефонах BlackBerry Messenger (BBM) оказался одной из главных причин удержания лидирующих позиций на рынках некоторых развивающихся стран — от Нигерии до Индонезии. В странах, где степень проникновения продукции компании высока, BlackBerry Messenger стал доминирующим коммуникационным сервисом. Критическая масса пользователей BBM мотивировала присоединяться к ней новых покупателей.
Идея завоевать главный экран смартфона своим коммуникационным сервисом приходит на ум не только отстающим. Весной прошлого года компания Марка Цукерберга представила "новую версию Facebook", как было заявлено в пресс-релизах. Ею стало приложение Facebook Home, позволяющее на ряде моделей смартфонов, работающих под ОС Android, заменить привычный главный экран подборкой коммуникационных приложений социальной сети, среди которых — лента статусов и мессенджер Facebook. Проект не "взлетел".
Неудачей закончилась и другая попытка Facebook выйти на рынок мессенджеров — сначала купить, а затем скопировать приложение SnapChat. Созданный 26-летним программистом Эваном Шпигелем сервис исповедовал необычную идею: переданные с его помощью сообщения — тексты, картинки — через некоторое время после просмотра исчезали со смартфона (см. СФ N4/2013). По разным оценкам, количество пользователей SnapChat к концу 2013 года достигло 50 млн человек (официальные данные компания не разглашает). При этом количество передаваемых через нее фотографий составило более 400 млн в день — больше, чем у Facebook (350 млн).
Цукерберг лично прибыл к Шпигелю с предложением о покупке сервиса, но тот отверг предложенные $3 млрд. В ответ Facebook всего за 12 дней создал свой аналог SnapChat — Poke, но, несмотря на всю поддержку соцсети с миллиардной аудиторией, проект не снискал успеха и вскоре исчез из топов магазинов приложений.
$280 млн инвестиций получил Tango Messenger от китайского e-commerce-гиганта Alibaba в марте 2014 года, что вывело оценку проекта на уровень $2-3 млрд
Билет в будущее
"Сетевой эффект",— отвечает Ян Кум на просьбу СФ в двух словах сформулировать причины взрывного успеха мессенджеров-победителей. Благодаря такому эффекту набирают популярность лидеры, но этот эффект не дает закрепиться на рынке тому же Poke.
Еще один неприятный вывод из правила — в доступе к следующему поколению пользователей сегодняшним королям веба может быть отказано. Средний возраст пользователей SnapChat — 18 лет, Facebook — около 40 лет. "Подростки — стадные животные. Если мои друзья сидят в SnapChat, я тоже им пользуюсь. Мы любим все трендовое и новое, а Facebook — ни то ни другое",— пишет в письме, обошедшем технопрессу, 13-летняя девочка, пользователь SnapChat. Ради этой девочки и ее друзей в списке контактов Facebook разрабатывает Poke, готов заплатить $3 млрд за SnapChat и платит $19 млрд за WhatsApp.
Сегодня мессенджеры нужны всем: телекоммуникационным компаниям, e-commerce-холдингам, производителям смартфонов, поисковикам и социальным сетям. Рынок охотится за мессенджерами, видя в них решение целого букета проблем. Мессенджеры претендуют на то, чтобы стать "точкой входа" для пользователей смартфонов, заменив в гаджете тяжеловесные многофункциональные соцсети. Мессенджерам легче стать ключевым приложением на рынках с медленным интернетом и маломощными дешевыми телефонами. Другими словами, на развивающихся рынках, динамичных и многолюдных. Можно использовать мессенджеры как канал доступа для старых и новых цифровых продуктов. Аудиторией мессенджеров можно подпитать замедляющийся рост. И конечно, войти в контакт с новым поколением пользователей. У этого поколения в руке мобильник, а в нем — стикеры LINE и "баблы" WhatsApp.
Даешь молодежь
По данным Juniper Research, аудитория мобильных мессенджеров достигнет к 2016 году 1,3 млрд пользователей. Количество отправляемых сообщений приблизится к отметке 30 трлн в год. Вместо одного SMS пользователь будет отправлять "тред", состоящий в среднем из десяти сообщений. Средний возраст пользователей мобильных мессенджеров, по данным исследовательской компании KRDS,— 25 лет.