"Налоговая нагрузка удвоится"
Светлана Сухова беседует с главой Центра экспертизы «Опоры России» Иваном Ефременковым
Законодатели решили заткнуть дыры в региональных бюджетах за счет малого и среднего бизнеса. Соответствующий законопроект уже прошел второе и третье чтения в Думе и принят Советом Федерации
На фоне всеобщей эйфории по случаю присоединения Крыма депутаты проголосовали за законопроект, радикально увеличивающий нагрузки на малый и средний бизнес. Речь идет о возвращении налогового бремени на имущество. Не исключено, что народные избранники не особо вчитывались в подсунутый им скучнейший документ, озаглавленный "поправки в Налоговый кодекс". И уж тем более не добирались до с. 11-14. А зря. О том, насколько зря, "Огоньку" поведал глава Центра экспертизы "Опора России"* Иван Ефременков.
— Иван Николаевич, как-то неожиданно возник этот без пяти минут закон...
— Неожиданно — это не то слово! Даже мы, организация, призванная отслеживать такие вещи, узнали об этой новелле, когда за нее уже проголосовал Совет Федерации. То есть о готовящихся поправках в Налоговый кодекс нам было известно с декабря — момента внесения законопроекта в Думу, но тогда ухудшений налогового климата для малого и среднего бизнеса не предполагалось. Однако ко второму чтению — 21 марта — такие поправки были внесены и стремительно приняты. Для меня вполне понятно, почему и Совет Федерации не стал тянуть: нововведения позволяют пополнять именно региональные бюджеты, так как налог на имущество идет субъектам Федерации. В общем, все оказались только "за", кроме, естественно, самого бизнеса и нас, отстаивающих его интересы. Мы обратились к помощнику президента России с просьбой провести анализ последствий поправок и на его основании оценить их целесообразность. Если к нам не прислушаются, очень многим станет худо, останется кропотливо договариваться с регионами...
— О чем?
— Мы верим, что в регионах действие поправок, если таковые будут приняты, все же не коснется всего малого бизнеса. То есть с властями субъектов есть надежда договориться о круге организаций, на которые он будет распространяться. К тому же налог на имущество рассчитывается исходя из кадастровой стоимости недвижимости, а не во всех регионах кадастровая оценка проведена до конца. Словом, есть шанс, что вступление в силу новых нормативов коснется не всех. И не сразу — помимо кадастровой оценки потребуется еще принять и поправки в региональные законы о налоге на имущество организаций (на федеральном уровне круг плательщиков налога и ставка не отрегулированы — все отдано на откуп регионам). Это значит, что у нас будет время, чтобы попробовать вывести из-под удара наиболее слабые предприятия и сектора, которые точно не потянут усиление налогового прессинга...
— В чем оно заключается?
— Сейчас малые предприятия имеют возможность применять специальные налоговые режимы, серьезно уменьшающие их налоговую нагрузку — упрощенную систему налогообложения (в просторечье — "упрощенку"), или платить единый налог на вмененный доход. Обе системы придуманы специально для малого бизнеса. В противном случае таким предприятиям приходилось бы платить сразу три налога — НДС, налог на имущество и налог на прибыль. "Упрощенка" же позволяла платить 6 процентов c доходов или 15 процентов де-факто с прибыли (доходы минус расходы). Причем региональные власти могли снижать ставку с 15 до 5 процентов по своему усмотрению. Делали это крайне редко, но такие примеры есть. В любом случае очевидно, что "упрощенка" позволяла избежать огромных налоговых трат. Казне, впрочем, это шло на пользу. Есть информация о том, что доходы бюджета по "упрощенке" и единому налогу на вмененный доход от малых компаний составили в 2013 году 150 млрд рублей.
— А теперь как будет?
— Теперь "упрощенка" остается, но малый и средний бизнес вынужден будет платить еще и налог на имущество. Если распространить новое правило на все юридические лица, то налоговая нагрузка на малые предприятия увеличится более чем в два раза. Мы в "Опоре России" оценили ее в 200 млрд рублей.
— И к чему это может привести?
— Число индивидуальных предпринимателей (ИП) за прошлый год сократилось на 500-600 тысяч. То есть из 4 млн осталось менее 3,5 млн. А все потому, что ставка страховых взносов была увеличена в два раза и многие не вынесли такой нагрузки, ушли с рынка. Теперь под удар попадает малый бизнес. В России порядка 2 млн малых компаний. Делятся примерно так: 40 процентов — это торговые точки, 15 — бизнес по оказанию бытовых услуг, 7-10 — предприятия общественного питания, примерно столько же — гостиницы, еще 7-8 процентов — производственный сектор. Число малых предприятий в целом по России тоже сокращалось в силу вялотекущего кризиса и стагнации экономики. Не так оперативно, как в случае с ИП, но тоже немало. Сейчас, если законопроект по поправкам в Налоговый кодекс будет подписан президентом, процесс наверняка ускорится. Конечно, сложно подсчитать, насколько возрастет налоговое бремя для каждого конкретного малого предприятия, но, что называется, "на глазок": в Москве, например, в сфере общепита это может обойтись в 1,5 млн рублей в год на каждый малый бизнес.
— И что, в столице тогда исчезнут шашлычные и ларьки-магазинчики?
— Не обязательно сразу исчезнут. Для начала переберутся в здания "попроще" — подальше от дорогого и элитного центра, а то и вовсе уйдут в область. А кто-то откажется работать, не исключено... Чем крупнее регион, тем больше в нем малого и среднего бизнеса. Это значит, что в первую очередь нововведение коснется Москвы с областью, а также Санкт-Петербурга и Ленинградской области. И здесь весь малый бизнес накроет быстро: в столице, например, уже полностью проведена кадастровая оценка недвижимости, имеется и законодательная база, так что Москва де-юре может начать взимать новый налог как только, так сразу.
* Общероссийская общественная организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" объединяет в своих рядах 450 тысяч предпринимателей, которые создают более 5 млн рабочих мест.