Москва предлагает широкие возможности в поддержке новых проектов
Совместный проект с Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы
Господин Ортманс, как вы оцениваете организацию и результаты московского конгресса?
Полученным результатам мы откровенно рады — деловая часть конгресса затронула очень широкий круг вопросов. Почему мы выбрали Москву? Как минимум потому, что всегда рады приветствовать бизнесменов из разных "предпринимательских экосистем", из стран с различными формами экономики и государственного устройства. Самая важная вещь, которую мы сделали за эту неделю,— доказали, что предприниматели, возможно, одна из самых мощных сил в борьбе за мир, дружбу и экономическую стабильность.
А связан ли этот выбор с изменениями в московском инвестиционном климате последних лет?
В России в принципе много возможностей для предпринимательства. Это и научный потенциал, и интеллектуальная база, и серьезное оживление в среде молодых предпринимателей. Наверное, некоторым ограничением для развития столичного предпринимательства можно назвать законодательные и регулятивные барьеры. Тем не менее в Москве я увидел живую среду молодых предпринимателей, что заставило меня поверить в московские перспективы.
Как вы оцениваете работу городских властей по поддержке и развитию предпринимательства в Москве?
Безусловно, я оцениваю работу Алексея Комиссарова (руководитель департамента науки, промышленности и предпринимательства) очень позитивно: он старается построить инфраструктуру для предпринимателей, снизить административные барьеры и прекрасно понимает, что нужно бизнесменам, так как сам является выходцем из бизнес-среды. Это отличает Москву от Америки или Великобритании, где правительственные структуры не очень понимают бизнес. Обязанность правительства — поддерживать стартаперов, доносить до начинающих бизнесменов, что они важны для экономики, являются важным "узлом" в системе создания рабочих мест.
Сейчас в мире наблюдается настоящая стартап-революция. Почему она произошла?
Во-первых, правительства большинства стран находятся под давлением — надо создавать новые рабочие места. Большую часть которых и обеспечивают компании-новички, не более пяти лет от роду. Второй момент — революция в области технологий. Любой человек с лэптопом может начать свой бизнес, и для этого уже нет необходимости в больших инвестициях. И третий — культурный контекст. У молодых людей есть потребность стать частью стартап-сообщества — это творчески интересно, это опыт социального общения, да и вообще это модно.
Меня поразила российская стартап-активность. До приезда в Россию многие придерживались мнения, что давление на бизнес в стране "зашкаливающее". А в итоге у участников сложилось очень позитивное впечатление о российских возможностях начать бизнес. Здорово, что в Москве есть такие центры концентрации бизнес-идей, как API Moscow или Digital October.
С вашей точки зрения, какого опыта и каких компетенций недостает российским предпринимателям?
Необходимы еще более масштабные и тесные международные связи — многие "бизнес-дисциплины" едины для всего мира. Камень преткновения — языковой барьер: те предприниматели, которые говорят по-английски, явно в фаворе. И еще: многие государства стараются помогать предпринимателям, особенно в первые пять лет существования бизнеса,— это и налоговые льготы, и другие формы поддержки. Новый бизнес стоит рассматривать как ребенка, которому поначалу нужна помощь.
Что зарубежные бизнесмены могли бы перенять из российской практики?
Прежде всего из России можно перенять трудовую дисциплину, которая унаследована из прошлого. Из опыта общения с организаторами конгресса я бы назвал рабочую этику, уровень энергетики и эффективность организации работы. Есть и другие вещи, достойные упоминания. Например, желание дать финансовую поддержку. Москва предлагает широкие возможности софинансирования и поддержки новых проектов. Еще я бы упомянул интеллектуальную и исследовательскую базу Москвы, которая дает большие возможности коммерциализации новых идей.