ЕС поворачивается продовольственным рынком к Африке и США
В Брюсселе обсудили будущее сельского хозяйства
Форум о будущем сельского хозяйства, прошедший в Брюсселе, зафиксировал новый расклад сил в аграрной политике ЕС. Местные чиновники настаивают на росте эффективности сельхозпроизводства за счет «устойчивого развития» и сокращения издержек. Но на фоне снижения господдержки европейского АПК производители начинают выступать против излишнего госрегулирования отрасли. В вопросах обеспечения внешних источников продовольствия для растущего рынка ЕС также нет единства — для продолжения аграрных инвестиций в Африку ЕС придется сначала обеспечить там безопасность, а инвестиции в Россию и вовсе ушли из повестки дня.
На VII форуме о будущем сельского хозяйства в Брюсселе традиционно присутствовали высшие европейские чиновники — еврокомиссар по вопросам окружающей среды Янез Поточник, еврокомиссар по торговле Карел Де Гюхт и экс-гендиректор ВТО Паскаль Лами. Их задачей, в частности, было обсуждение проектов нового трансатлантического соглашения о свободной торговле и инвестиционном партнерстве ЕС и США (объем взаимной торговли в АПК — $26,5 млрд). Господин Лами настаивал: «Сельское хозяйство и торговля неразрывно связаны, и Европе с ее продукцией на уровне мировых стандартов очень выгодно открытие хорошо сбалансированного рынка».
Европейский форум, посвященный будущему сельского хозяйства (Forum for Future of Agriculture, FFA) — ежегодное мероприятие, организованное Ассоциацией европейских землевладельцев (European Landowners Organization, ELO) и компанией Syngenta (швейцарский производитель семян и средств защиты растений). Цель форума — координация усилий сельхозпроизводителей Европы и властей Евросоюза в области аграрной политики. Официальная тема VII форума — «Решение задач в области продовольствия и защиты окружающей среды: методы производства большего количества продукции из меньшего количества ресурсов и подходы к более эффективной торговле», в нем приняли участие около 1500 делегатов.
По итогам обсуждения, впрочем, зафиксирована только необходимость упрощения госрегулирования и снижения взаимных торговых барьеров ЕС и США — в то время вопросы использования генно-модифицированных организмов (ГМО) и гормонов в продовольственных продуктах остаются предметом горячих дискуссий США и ЕС. Впрочем, по словам господина Лами, которому задавали вопрос о ГМО, он надеется, что «потребители разберутся сами». «Чем сложнее становится производство, тем чаще люди задумываются: ГМО или органик фуд? И чем больше они задумываются — тем больше у них спрос на науку и политику»,— сказал экс-глава ВТО, дав понять, что и в этом вопросе придерживается принципа свободы торговли.
Тема избыточного госрегулирования, впрочем, оказалась шире обсуждения трансатлантического соглашения. Один из ключевых докладов форума — о необходимости интенсификации АПК путем формирования «устойчивых стратегий» его развития, борьбы с эрозией почв и неэффективным использованием ресурсов — представлял еврокомиссар по вопросам окружающей среды Янез Поточник. Он констатировал, что к 2045 году население земли «достигнет 9 млрд человек, которых надо будет кормить», что не оставит выбора между ГМО и экологически чистыми продуктами, и призывал искать способы решения проблем сейчас, намекая на ужесточение регулирования жизни европейских фермеров. Оппонировал идее неизбежного распространения биотехнологий глава немецкой фермерской ассоциации Михаэль Салм-Салм. Он обратился к еврокомиссару с вопросом — будет ли Еврокомиссия регулировать севооборот на всех 23 типах почв на его участке и не пора ли чиновникам заняться чем-то более дальновидным. «Моего отца заставляли сажать ели там, где он предпочел бы дубы. Теперь земля испорчена. Нам не нужно такое регулирование, мы знаем, где и что сажать. Нам нужно, чтобы чиновники научились принимать действительно умные и дальновидные решения»,— сказал представитель аграриев, сорвав аплодисменты всей аудитории.
Отметим, что в 2013 году глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу представлял на форуме масштабный доклад об отказе ЕС от политики тотального субсидирования АПК. Тогда аграрное сообщество ЕС почти не реагировало на планы по снижению господдержки сектора. Но планы еврочиновников по отказу от поддержки европейского АПК не были забыты — судя по выступлениям 2014 года, аграрное сообщество стало заметно менее лояльным, чем год назад.
Тон обсуждения возможных внешних направлений европейских сельхозинвестиций на этом фоне также изменился. В 2013-м представители интересующих агробизнес Европы стран Африки отчетливо давали понять, что готовы принять у себя европейские технологии и деньги, но не готовы ни продавать иностранцам землю, ни допускать неконтролируемое применение биотехнологий и ГМО в сельском хозяйстве. В 2014-м глава аграрного ведомства Замбии Роберт Сичинга чуть ли не прямо шантажировал слушателей в Брюсселе наличием у его страны выбора между сотрудничеством с Европой (которая не готова всерьез инвестировать в Африку на нынешних условиях) и Китаем, готовым, не торгуясь, выкупать природные ресурсы Замбии. При этом параллельно с форумом в Брюсселе проходил и 4-й саммит ЕС и Африканского союза, официально посвященный схожей теме — «инвестиций в людей, процветание и мир».
О возможности же перетока части европейских аграрных инвестиций в Россию в Брюсселе в этом году уже не вспоминали. Так, анонсированное строительство завода Syngenta по обработке семян и производству средств защиты растений в Краснодарском крае ценой $150 млн не состоялось из-за протестов населения, обвинивших компанию в намерениях ГМО-экспансии. Планы строительства аналогичного производства на Украине теперь также под вопросом. В целом же единственным упоминанием РФ в контексте форума стало ироническое упоминание о концепции «продовольственной безопасности» в докладе Паскаля Лами: «Везде в мире от этих идей отказались. Сейчас в среднем страны мира импортируют 40% потребляемого продовольствия, а к 2030 году эта доля достигнет 60%. Протекционизм — инструмент политических манипуляций»,— констатировал экс-глава ВТО.