Реабилитацию нацизма вводят в уголовные рамки
Госдума приняла в первом чтении поправки к УК
Отрицание фактов преступлений гитлеровского нацизма, которые установлены международным Нюрнбергским трибуналом,— это уголовное преступление, за которое полагается три года тюрьмы. Такое же наказание предусмотрено за "ложные сведения" об СССР во время Второй мировой войны. Такую поправку к Уголовному кодексу (УК) одобрили вчера в первом чтении депутаты Госдумы. Эксперты уверены, что новая статья УК не будет работать или будет применяться избирательно.
Первая версия поправки, вводящая в УК новую статью "реабилитация нацизма", была внесена в Госдуму депутатами всех думских фракций еще в мае 2009 года, но поддержки не получила. Новая редакция проекта была внесена в Госдуму 16 апреля. За "отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников" нацизма, проект предусматривает максимальное наказание до трех лет тюрьмы или штраф до 300 тыс. руб. Если же преступление совершено с использованием должностного положения или с привлечением СМИ, то штраф вырастет до 500 тыс. руб., а срок — до пяти лет.
Подобные меры уголовной ответственности введены во многих странах Евросоюза, сообщила вчера депутатам главный инициатор законопроекта, глава думского комитета по безопасности Ирина Яровая ("Единая Россия"). По ее словам, попытки оправдать нацистов несут сегодня "угрозу мировой безопасности", а новая статья УК вводит "очень конкретную норму", которая схожа с формулировками, принятыми в иных странах.
Правда, российский вариант предусматривает еще и наказание "за распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР во время Второй мировой войны". Депутат Николай Рябов (КПРФ) вчера решил, что к ответственности можно будет привлечь и за "ложные сведения о Сталине". Но Ирина Яровая отказалась оценивать конкретные случаи, уточнив, что задача законодателя — установить общую норму.
Зампреда фракции "Справедливая Россия" Оксану Дмитриеву волновала статья в газете "Известия" главы нью-йоркского представительства Института демократии и сотрудничества Андроника Миграняна, который положительно оценил практические достижения Адольфа Гитлера в период до начала Второй мировой войны.
В частности, господин Мигранян выразил уверенность, что Гитлера можно было бы считать "политиком высочайшего класса", если бы тот ограничился "собиранием земель" до 1939 года. Госпожа Дмитриева поинтересовалась, на какой период деятельности гитлеровцев распространяется нюрнбергский приговор. Госпожа Яровая пояснила, что международный трибунал исследовал все аспекты нацизма, в том числе его зарождение и становление.
Иных вопросов по существу не возникло ни у одной из четырех думских фракций. Все они заявили о безоговорочной поддержке проекта, хотя из практических примеров, которые бы оправдывали введения нового наказания, называли лишь "украинских нацистов с Майдана" и "латышских ветеранов СС", устраивающих ежегодные шествия в Риге.
"Жаль, что они не привели примеров из российской практики",— заявил "Ъ" член президентского Совета по правам человека, глава исследовательского центра СОВА Александр Верховский. По его словам, в России "есть, пусть и малочисленные, организации, которые почтительно относятся к Гитлеру" (СОВА исследует деятельность радикальных группировок). Но их и сейчас можно привлечь к уголовной ответственности "за разжигание рассовой ненависти", подчеркивает эксперт. А за "отрицание преступлений нацизма" даже в странах Европы удается привлечь кого-либо к ответственности "крайне редко, и это, как правило, какой-нибудь буйный пропагандист".
Ведь на практике невозможно доказать, что те же "ветераны СС, устраивающие марш, отрицают приговор Нюрнбергского процесса", пояснил "Ъ" член Общественной палаты адвокат Генри Резник. "Люди пользуются свободой шествий, свободой самовыражения, свободой мнений", которые гарантированы даже "таким группам, которые озвучивают идеи, шокирующие большинство общества". К уголовной ответственности можно привлечь только за конкретные призывы, лозунги или общественно опасные деяния. А проблема противодействия "почитателям Гитлера решается не столько на правовом поле, сколько на поле морали, на поле общественного отторжения идей нацизма", уверен Генри Резник.
Что же касается наказания за "заведомо ложные сведения об СССР", то "заведомую ложность на практике невозможно доказать", уверен адвокат. Поэтому новая статья УК будет или бездействовать, или применяться избирательно, "порождая колоссальные риски злоупотреблений", подчеркивает господин Резник.