Правила игры
в имитацию конкуренции изучала специальный корреспондент группы ТЭКа Анна Солодовникова
Когда правительство поставило перед Минприроды задачу устранить аффилированность среди участников аукционов на разработку недр, ведомство столкнулось с головоломкой. С одной стороны, согласно полученному поручению министерству нужно было разработать условия для прозрачной конкуренции на рынке, а он оживляется разве что в случае появления действительно большой рыбы — крупного месторождения федерального значения. С другой, надо, чтобы и небольшие малопривлекательные участки шли в оборот и поддерживали стабильность объемов добычи — это, по сути, главный показатель качества работы Минприроды.
С первого взгляда цели не противоречили друг другу. Но в последние годы из-за истощения нераспределенного фонда недр сложилась ситуация, когда половина аукционов из-за отсутствия спроса не проводилась вообще, остальные же часто проходили только с одним шагом, что может говорить о том, что на лот был единственный претендент, а проигравший выступал в интересах победителя. Но участие второго игрока обязательно по закону, согласно которому аукцион признается несостоявшимся, если на него заявилась только одна компания. По этой причине борьба оказывается фиктивной: либо между аффилированными лицами, либо между компанией и "дружественной" структурой, которую нельзя ни в чем обвинить. Например, в отсутствие других претендентов "Роснефть" в прошлом году победила на аукционах на разработку двух участков в транзитной зоне Охотского моря, ее "конкурентом" стал дочерний "Сахалинморнефтегаз". А в январе "Сургутнефтегаз" в один шаг выиграл торги за Южно-Конитлорский участок, здесь в роли безмолвных конкурентов, не проявивших никакого интереса к лоту, выступила не только "Роснефть", но и загадочное ООО "Ла-Манш" из Сургута. Искать виновного в появлении такой схемы бессмысленно, поскольку последние три интересных нефтяных участка, за обладание которыми развернулась реальная битва, были разыграны еще в конце 2012 года.
Выполняя данное ему поручение, Минприроды сначала попыталось побороть аффилированность, придерживаясь своих целей. Оно предложило упростить ход аукциона: раз уж заявился единственный недропользователь, следует отдать ему участок без конкурса — пусть разрабатывает. Но в правительстве такой вариант не одобрили, поскольку "аукцион предполагает состязательность". В итоге Минприроды смирилось и разработало изменения в закон, запрещающие участие формально аффилированных лиц в борьбе за недра. Но сомнительно, что эта мера решит проблему состязательности на торгах. Скорее, она лишь простимулирует развитие рынка посреднических структур, которые будут создавать видимость конкуренции на аукционах за не слишком востребованные участки.