Гараж совместили с кафе
В Ульяновске появилось коворкинг-пространство нового типа
Ульяновские предприниматели открыли коворкинг-центр нового формата, считая, что это направление бизнеса, обычно несостоятельное в регионах, станет рентабельным и окупится в течение года. В то же время авторы проекта признают высокие риски своего стартапа. По мнению экспертов, в России коворкинг еще не развит и имеет значительный потенциал для роста.
В четверг вечером в Ульяновске был открыт коворкинг-центр нового формата — «Экспериментальное пространство Hub-Cafe». Авторы проекта — молодые предприниматели, объединившие свои средства для формирования новых форм общения представителей бизнеса, сферы культуры и IT-специалистов.
Напомним, коворкинг (от английского co-working — совместно работающие) — это модель работы, в которой участники, оставаясь независимыми и свободными, используют общее пространство для своей деятельности. Появилось такое направление недавно — первый коворкинг-центр создал в 2005 году программист из США Бред Ньюберг, желая совместить достоинства офисного общения со свободой и независимостью фрилансера. Как правило, коворкинг-центры, представляющие из себя помещения с рабочими местами, Wi-Fi и необходимой оргтехникой, интересны программистам, веб-дизайнерам, IT-специалистам. Модель довольно быстро получила популярность, в том числе и в России, давая возможность фрилансерам получать новые бизнес-контакты и обмениваться опытом и идеями. Занимая среднее положение между работой на дому и дорогой арендой офиса, коворкинг-центры привлекали многих невысокой стоимостью аренды рабочих мест.
Как пояснил „Ъ“ один из инициаторов проекта Юрий Бушмелев, в Ульяновске в 2006 году уже «была попытка создания айтишниками первого коворкинга, который тогда же и умер», затем такую попытку делали региональные власти (департамент поддержки предпринимательства), устроив коворкинг в бизнес-инкубаторе на краю города, «но и тот проект не выжил». «Опыт показал, что в чистом виде коворкинг в регионах несостоятелен, поэтому мы решили создать новую форму», — сказал господин Бушмелев.
Hub-Cafe представляет из себя объединение на одних площадях (около 300 кв. метров) четырех зон. Event-space — событийное многофункциональное пространство (на 60–120 мест) с подиумом, звуковым и осветительным оборудованием, трансформирующееся при необходимости в конференц-зал или концертную площадку, где могут проводиться как официальные встречи и семинары, так и театральные вечера, литературные клубы, «танцевальные битвы», концерты бардов. К Event-space примыкает кафе (где предлагаются только бутерброды, кофе и чай). Третья зона — непосредственно классический коворкинг с количеством мест от 12 до 24 и двумя переговорными кабинами с конференц-связью. Четвертая — «гаражная лаборатория Future Lab», или Hacker- space (поскольку именно в гаражах создавались многие революционные проекты), для тех, кто хочет «в железе» создать что-то свое. Future Lab имеет все необходимое оборудование для работы с электроникой, элементную базу, справочную литературу. Любой желающий реализовать свою идею сможет воспользоваться Future Lab, получив нужные детали, консультации и помощь специалистов. Организаторы полагают, что в процессе деятельности могут возникать и совместные идеи, которые можно воплотить в «железе». Согласно проекту, стоимость аренды Event-space — от 500 до 2500 рублей за час, аренда рабочего места коворкинга — около 4 тыс. рублей в месяц или от 200 до 500 рублей за рабочий день. По словам второго участника проекта Александра Яшина, в Hub-Cafe уже вложено более миллиона рублей личных и заемных средств. Он считает, что новый формат общения должен сделать проект рентабельным, и тот должен окупиться в течение года. Впрочем, сами создатели оценивают его как высокорискованный, отмечая, что в первую очередь занимаются им, «потому что это нравится и интересно посмотреть, что получится». «Кто-то должен это сделать первым, а не создав, мы не сможем никому объяснить, что это интересно и перспективно», — отмечает Юрий Бушмелев. По мнению Александра Яшина, в таком формате проект проработает около пяти лет, «после чего надо будет менять место или формат».
Стоит заметить, что если в Москве и Санкт-Петербурге, где слишком высока стоимость аренды офиса в центре города, коворкинги пользуются популярностью, то в регионах они нередко после открытия вскоре закрывались по причине нерентабельности. поскольку фрилансеры не готовы платить за место более 3 тыс. рублей в месяц. «Шанс выжить есть только у синтетических моделей типа коворкинг плюс хостел или коворкинг плюс кафе и так далее», — считает соучредитель красноярского коворкинг-центра ComPot.
Аналитик независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Роман Гринченко полагает, что проект Hub-Cafe «вполне реалистичный» и при ориентировочной стоимости аренды помещения в 1–1,5 млн рублей в год и годовых допзатратах до 500 тыс. рублей рентабельность проекта может составить от 20 до 40 процентов. «Хотя на Западе коворкинг занимает довольно большую долю рынка услуг, в России он пока еще не развит (насчитывается по стране порядка 30 коворкинг-центров) и имеет значительный потенциал роста. Учитывая, что в Ульяновске, по приблизительным оценкам, порядка тысячи фрилансеров, Hub-Cafe может рассчитывать на стабильный спрос», — считает эксперт.