Канн вывесил афишу
Объявлена программа LXVII кинофестиваля
Фестиваль кино
Объявлена официальная программа Каннского фестиваля. Российское кино будет представлено в конкурсе фильмом "Левиафан" Андрея Звягинцева. Сюрпризов не обнаружил АНДРЕЙ ПЛАХОВ.
Ареопаг ветеранов и фаворитов Канна по-прежнему в боевом строю: британцы Майк Ли и Кен Лоуч, французы Жан-Люк Годар и Оливье Ассаяс, бельгийцы Жан-Пьер и Люк Дарденны, канадец Атом Эгоян и турок Нури Бильге Джейлан представят в конкурсе свои новые работы, и среди них, несомненно, будут выдающиеся. Разве что бунтарь и провокатор Ларс фон Триер, подвергнутый остракизму за "профашистские высказывания", но, судя по всему, прощенный, предпочел сам наказать Каннский фестиваль и пустил свою "Нимфоманку" по миру.
Разбавляют эту возрастную компанию (самому младшему из перечисленных режиссеров 55 лет, самому старшему 83 года) несколько более молодых людей, например японка Наоми Кавасэ и особенно смотрящийся белой вороной 25-летний канадец Ксавье Долан. Всего полгода назад он представил в Венеции картину "Том на ферме", только что вышедшую в российский прокат, и вот уже новый фильм квебекского вундеркинда "Мамочка" впервые участвует в каннском конкурсе. Впрочем, и Кавасэ, и Долан открыты именно Каннским фестивалем, так что тоже так или иначе принадлежат к его креатуре.
Этого не скажешь про Андрея Звягинцева, чей фильм "Левиафан" — единственный российский (а претендентов было немало) отобран в каннский конкурс. Имя Звягинцева впервые прозвучало в Венеции, где тогдашний дебютант победил со своим фильмом "Возвращение", но постепенно Каннский фестиваль прибрал к рукам этого режиссера, становящегося фестивальным полпредом российского кино по мере того, как прежние фавориты отходят в тень истории.
В нынешней напряженной международной обстановке можно лишь надеяться, что никакие внешние обстоятельства не помешают 67-му Каннскому фестивалю состояться, как помешали самому первому, намеченному на сентябрь 1939-го ровно три четверти века назад, но состоявшемуся только через семь лет. Мало того, нельзя исключать, что российское кино имеет большие, чем обычно, шансы на Золотую пальмовую ветвь, которую оно не видело с 1958 года, когда Ривьеру покорил фильм "Летят журавли".
Про "Левиафан" известно, что он снимался на российском Севере и содержит ненормативную лексику, столь нервно воспринимаемую руководством нашего Минкульта. Однако, надо полагать, достоинства картины этим не ограничиваются. Другой фильм, которому обеспечено внимание — "Майдан" Сергея Лозницы, кинодокумент недавних событий, повернувших ход мировой истории. Лозница, хотя и был именитым документалистом, вошел в игровое кино тоже с подачи Каннского фестиваля. Теперь он возвращается на него в своем первородном качестве. Еще одна занятная история ждет россиян, судя по всему, в фильме Мишеля Хазанавичуса "Поиск" — ремейке картины Фреда Циннемана 1947 года, юный герой которой в новой версии стал чеченцем.
Ну и в завершение немного гламура. Каннский фестиваль откроется фильмом Оливье Даана "Принцесса Монако" с Николь Кидман в роли Грейс Келли. Что бы ни происходило в мире, Французская Ривьера живет своими ритуалами и легендами. Именно этим она особенно прекрасна.