Святыми — оба и сразу
Елена Пушкарская о приобщении к лику святых Иоанна Павла II
В минувшие выходные на площади перед собором Святого Петра прошло таинство приобщения к лику святых сразу двух ярких понтификов. В обоих случаях — с нарушениями канона, но при горячей поддержке верующих
Поняв, что невозможно разместить на одной площади — даже такой, как Сан-Пьетро — 4 млн паломников плюс 2 тысячи журналистов с аппаратурой, которым предстояло транслировать эту благую весть на весь мир, Ватикан решил сотворить чудо техники. Как выяснилось, церкви это по силам: по всему Риму расставили гигантские экраны, которые погрузили в таинство практически весь Вечный город.
В остальном чудеса не спасали: в гостиницах города не осталось ни одного свободного номера, из-за наплыва паломников всю неделю церкви не закрывали на ночь, а на выходные метро и автобусы перевели на круглосуточный график работы.
Что событие заслуживает такого ажиотажа, было ясно заранее. Ведь святыми провозглашали двух, пожалуй, самых любимых "католическим народом" пап новейшего времени — Иоанна XXIII, возглавлявшего Римско-католическую церковь с 1958 по 1963 год и получившего за свои деяния прозвище "добрый папа", а также Иоанна Павла II, чей долгий и яркий понтификат (с 1978-го по 2005-й) у всех на памяти. Как, собственно, и призывы "Святым — сразу!", звучавшие в апреле 2005-го, когда город и мир узнали о кончине первого папы с востока. Папы, который учил всех бесстрашию и призывал сокрушать стены, разделяющие людей и страны.
Самую большую делегацию — до полумиллиона человек — составили, разумеется, поляки, многие из которых пришли к Сан-Пьетро в национальных костюмах. В церемонии также участвовали 19 глав государств и 24 главы правительств, некоторых из них, в том числе премьеров Польши, Украины и президента Гондураса, папа Франциск принял накануне. Как объяснили "Огоньку" в пресс-службе Святого престола, на подобные церемонии никому приглашений не направляется, а желающие в них участвовать лидеры сами проявляют инициативу.
О том, что значит в современном мире понятие "святости" и почему церковь готова поступиться каноническими принципами, когда паства рукоплещет новым святым, рассказали "Огоньку" два авторитетных собеседника — глава ватиканской пресс-службы отец Федерико Ломбарди, всегда готовый перевести сложные философские категории на язык масс-медиа, и известный ватиканский теолог кардинал Элио Сгречча.
Отец Федерико Ломбарди: "Назовем это "по совокупности заслуг""
— Отец Ломбарди, в какой мере современность изменила понятие "святость"?
— По церковным канонам тут все по-прежнему. Святой — это живший на земле человек, который по совокупности заслуг и подвигов приобщен к лицам, приближенным к Христу. Поэтому верующие могут направлять ему просьбы и молитвы так же, как и Всевышнему.
— Известно, что Италию называют страной поэтов и святых: так сказать, сама почва располагает. И все же, за какие заслуги в Ватикане причисляют к лику святых?
— Отправная точка канонизации, если придерживаться светских терминов, это репутация в глазах верующих, их отношение. Не секрет, что и папу Иоанна XXIII, и папу Иоанна Павла II люди хотели видеть святыми задолго до минувшего воскресенья. Возгласы "Святым — сразу!" были слышны в дни кончины обоих пап.
— Поэтому Бенедикт XVI и смог ускорить процедуру беатификации (первая и обязательная ступень на пути к причислению к лику святых.— "О") своего предшественника?
— Да, было решено не дожидаться пяти лет, которые согласно канону должны пройти со дня смерти до открытия процедуры беатификации. Да и дальнейший ход был ускорен: папа Иоанн Павел II был провозглашен блаженным уже в мае 2011 года. Быстрее было только в случае с Матерью Терезой из Калькутты, и то, кстати сказать, благодаря самому папе Войтыле. В целом вся процедура канонизации Иоанна Павла II уложилась менее чем в 10 лет. Папе Иоанну XXIII пришлось дожидаться гораздо дольше.
— А это почему же, раз он был так любим, как вы говорите?
— Не оказалось подтверждения совершения им второго чуда. Были подтверждения только того чуда, на основании которого папа Иоанн Павел II и провозгласил его в 2000 году блаженным. (Совершение документально подтвержденных чудес, согласно канону,— важнейший элемент при переходе как в категорию блаженных, так и в категорию святых.— "О"). Тем не менее кардиналы из Конгрегации по беатификации и канонизации обратились к папе Франциску с просьбой о причислении папы Иоанна XXIII к лику святых, минуя это формальное требование. Назовем это — для упрощения — "по совокупности заслуг" и учитывая его народную славу святого.
— Паства окрестила папу Иоанна "добрым" за отзывчивость и милосердие, духовенство чтит его как инициатора Второго Ватиканского собора, радикально реформировавшего католическую церковь. Но Иоанна XXIII называли и "красным папой" — за беспрецедентное в истории Ватикана сближение с СССР.
— Понтификат Иоанна XXIII пришелся на конец 1950-х — начало 1960-х. У вас это время называлось оттепелью. Однако в ту самую оттепель между США и СССР случился карибский кризис. Глава Римско-католической церкви тут же выступил с призывом не допустить военной развязки конфликта и направил письмо лично президенту США Джону Кеннеди, который, как известно, был католиком. Папа Иоанн, кстати, признал и кубинскую революцию. Сейчас это кажется само собой разумеющимся, но в те годы он стал первым понтификом, выступившим за мирное сосуществование государств с различными социальными системами. Иоанн XXIII первым в истории Ватикана, да и чуть ли не первым на Западе, стал делать шаги к сближению с СССР. Он же принимал в Ватикане Аджубея (речь о визите в Ватикан в 1963 году дочери Никиты Хрущева, Рады, и ее мужа, Алексея Аджубея, главного редактора "Известий"; первый секретарь ЦК КПСС отправил их в Ватикан с секретной миссией для установления дружеских контактов.— "О"), ему вообще было интересно развитие вашей страны. А недавно я прочитал восторженную речь этого папы по поводу полета Юрия Гагарина.
Кардинал Элио Сгречча: "Оба были консервативны, но умели инициировать перемены"
— Оба папы — выдающиеся личности, повлиявшие на ход истории. И все же получается, что их канонизируют в обход правил. Это что же, веяние времени, требующего, как говорил папа Иоанн Павел II, "штурмовать стены"?
— Скорее это логика развития. Духовная потребность видеть их святыми столь велика, что уже не нуждается в формальных доказательствах.
— А может, это наука зашла так далеко, что для чудес и места не остается? Вот вы, ваше преосвященство, много лет возглавляли Понтификальный Институт Жизни, кому, как не вам, знать, как соединить в одной плоскости науку и веру...
— Наука — важнейший инструмент познания мира, но не единственный. К тому же любой ученый знает: тот, кто придет после него, может опровергнуть его постулат. Вообще, наука пока не объяснила нам ни начала реальности, ни того, почему она вдруг прерывается. По сути, чудо начинается там, где нет никакого научного доказательства.
— Что, по-вашему, хотел сообщить нынешний папа городу и миру, канонизируя именно этих пап?
— Анжело Ронкали (Иоанн XIII.—"О") и Кароль Войтыла (Иоанн Павел II.— "О") — фигуры титанические, оба они оказались во главе церкви в момент крутых перемен. Масштаб их личностей не ограничен рамками Римско-католической церкви. Оба — бесспорные движители всемирной истории. Сейчас некоторые СМИ уже пишут, что папа Франциск пожелал отметить двух "разновекторных" пап, имея в виду, что Иоанн XXIII был реформатором, тогда как Иоанн Павел II — консерватором. Но это не так. Они оба были консервативны, но когда требовалось, умели инициировать перемены. При всем различии обоих пап, их объединяет поклонение Богоматери, неподдельный интерес к молодежи, стремление к миру и борьба за него. Канонизируя их в один день, папа Франциск идет навстречу народным пожеланиям увидеть своих любимых понтификов святыми и молиться им.
— Можно ли сказать что сегодня на Ватиканской площади собрались три папы-"революционера" (когда верстался номер, не было ясно, участвует ли в церемонии Бенедикт XVI)?
— Революционером в том смысле, какой вы вкладываете сейчас в это слово, является любой человек, открывший Евангелие и верящий в Бога
— Скажите, а у вас нет опасения, что столь огромное число людей, собравшихся на площадях, профанирует канонизацию? Не превращается ли таинство таким образом в шоу?
— Современное общество считает по Фрейду: смерть отца придает импульс развитию. Но на самом-то деле наоборот. И сейчас в Риме мы видели, до какой степени люди нуждаются в фигуре отца. Площади полны людей, которые идут послушать папу Франциска именно потому, что в постмодернистском обществе, где авторитетов все меньше, где отвергается любая абсолютная истина, людям как никогда прежде нужна защита и мудрость. Людям нужно возвращение к простым и понятным истинам.
Все краски святости
Рим не раз канонизировал своих пап: если одних за мученическую смерть, то других за подвиги инквизиции
Григорий I Великий (папа с 590 по 604 год)
Почитается католической, православной, англиканской и некоторыми лютеранскими церквями. Выходец из христианской семьи патрициев, получил отличное образование, служил посланником Рима в Константинополе. Стал понтификом в тяжелое время: его предшественник умер от чумы, Риму угрожали полчища лангобардов. Не найдя помощи у светской власти, сам организовал оборону, спасал беженцев и гонимых. Считается одним из четырех латинских Учителей Церкви (вместе со святым Амвросием Медиоланским, святым Иеронимом и блаженным Августином). За труд "Диалоги" получил в православной традиции имя Двоеслов.
Мартин I Исповедник (папа с 649 по 653 год)
Его понтификат совпал с расцветом ереси монфелитства: отступники не признавали человеческой воли у Христа. Мартин I осудил ересь, разгневанный император в ответ начал гонения на понтифика. Отряд воинов, схватив Мартина ночью, доставил его на безлюдный остров в Эгейском море, а оттуда через год в Константинополь. Из-за допросов и побоев понтифик уже не вставал, но отказывался принять ересь. Император решился было на казнь, но заменил приговор ссылкой в отдаленный Херсонес. Там папа умер — в лишении и болезнях. Вскоре был прославлен как исповедник веры.
Целестин V (папа с июня по декабрь 1294 года)
До избрания понтификом известен как монах-отшельник, живший близ Неаполя. Пример его аскетических усилий лег в основу устава ордена целестинцев. На римскую кафедру был возведен как компромиссная фигура, устраивавшая кардиналов из враждовавших кланов. Францисканцы и другие монахи-отшельники приняли его восторженно, но их радость была недолгой: через 5 месяцев Целестин добровольно отрекся. Многие связывавшие с ним надежды на возрождение церкви были возмущены, Данте даже поместил Целестина в ад своей "Божественной комедии". Умер в крепостной келье, куда был заключен преемником.
Пий V (папа с 1566 по 1572 год)
Выходец из бедной семьи, Пий V начинал церковную карьеру как инквизитор в Северной Италии. Став понтификом, не изменил сурового нрава: активно боролся с реформацией, разрешал суровые пытки, казни. Известен буллой, в которой объявил королеву Англии Елизавету I еретичкой и рекомендовал ее подданным не исполнять королевских указов: булла стала причиной массовых гонений на иезуитов в Британии. Собрал Священную антитурецкую лигу, разбившую флот султана Селима. Канонизирован в 1712-м папой Климентом XI, известным, в свою очередь, интригами при королевских дворах.
Пий X (папа с 1903 по 1914 год)
Конклав готов был выбрать кардинала Рамполлу, но кардинал Ян Пузина от имени австрийского императора наложил вето. Папой стал Пий X. Отличался консервативным нравом, считая всякого священнослужителя, любящего новую философию, еретиком. Не принял французского закона "Об отделении церкви от государства", что стоило французскому духовенству повального обнищания. Его имя носит Священническое братство святого Пия X — организация, не принявшая Второго Ватиканского собора и стоящая вне молитвенного общения с Ватиканом. Канонизирован в 1954-м.