Попытка несанкционированного роста
Кремль и Белый дом будут искать замену иностранным инвестициям
7 мая представители правительства и администрации президента намерены обсудить на совещании у Владимира Путина меры по поддержке экономического роста. Хотя повестка пока не определена, по крайней мере часть предлагаемых мер выглядит как попытка ответа на экономические санкции США и ЕС и угрозу внешнеторговой изоляции РФ. В числе новых предполагаемых источников роста — увеличение эффективной ставки налога на имущество через изменение правил амортизации, плановое импортозамещение и принуждение компаний, работающих в моногородах, к инвестициям в новые проекты.
Как стало известно "Ъ", в начале мая правительство и администрация президента созывают несколько рабочих совещаний, которые 7 мая должны завершиться финальным совещанием у президента: все они, как предполагается, будут объединены единой тематикой стимулирования экономического роста. Напомним, тема стимулирования прицельно разрабатывалась и администрацией президента, и аппаратом правительства, и Минэкономики в январе 2014 года, однако российско-украинский конфликт и объявление США и ЕС возможности введения общеэкономических санкций против РФ в феврале фактически остановили дискуссию о динамике ВВП вне бюджетного процесса. Как сообщили "Ъ" источники, знакомые с ходом подготовки совещания, у Владимира Путина 7 мая предполагается впервые обсудить меры по стимулированию роста с учетом изменившейся ситуации с правительством и ЦБ.
Само по себе обсуждение ведется в закрытом режиме с минимумом вовлеченных лиц. Так, источник в кремлевской администрации рассказал "Ъ", что 7 мая на совещании у президента Владимира Путина планируется обсудить ход исполнения майских (2012 года) указов. В то же время другие собеседники "Ъ" в правительственных ведомствах, чьи руководители приглашены на совещание к президенту, рассказывают: обсуждать предполагается помимо прочего и "дополнительные меры". В правительстве еще не определились с окончательным набором идей, с которыми премьер-министр Дмитрий Медведев и его коллеги пойдут в Кремль,— предложения будут обсуждаться до последнего момента. Кроме того, свои предложения вырабатывают и у экономического помощника президента Андрея Белоусова — один из собеседников "Ъ" подтвердил, что в мероприятии он "обязан" принять участие, "если, конечно, он не будет болен или не окажется в отпуске". Во многом на состав предложений должен повлиять последний (после отклонения предыдущей версии в конце апреля Белым домом) вариант макроэкономического прогноза, расчетом которого сейчас занята в Минэкономики команда замминистра Андрея Клепача.
"Ъ" стали известны лишь некоторые из предложений, у которых невозможно идентифицировать авторов (известно лишь, что часть из них — разработка экспертного управления администрации президента). Помимо достаточно давно и вяло обсуждающихся в Кремле и Белом доме мер по упрощению госинвестиций (например, оптимизация принятия решений по инвестициям Фонда национального благосостояния), "проектному финансированию" инфраструктурных инвестиций с рефинансированием через ЦБ, конвертации субординированных кредитов госбанкам в капитал (то есть фиксация госучастия в них на неопределенный срок) в списке несколько новых идей, которые выглядят как явный ответ на санкционный внешний шок в отношении экономики РФ (см. также стр. 7). Речь во всем списке идет о среднесрочных мерах — предполагается, что правительство, если предложения будут одобрены на совещании, выдаст конкретные разработки по ним в срок до 1 декабря 2014 года.
Наиболее крупная из предлагаемых мер, о которой известно собеседникам "Ъ",— удвоение ассигнований федерального бюджета в 2015-2017 годах на строительство автодорог. Цифровые расчеты "Ъ" неизвестны, сейчас такие расходы составляют порядка 400-450 млрд руб. в год без учета ряда отдельных автодорожных проектов. Кроме этого Белому дому будет предложено рассмотреть в бюджете на трехлетку расходы на "содействие" плановому импортозамещению в сельском хозяйстве и промышленности, в том числе в рамках стимулирования использования "наилучших доступных технологий".
По данным "Ъ", в предложениях также обсуждаются идеи, ранее высказывавшиеся министром промышленности Денисом Мантуровым, по созданию фонда развития промышленности, дополненные рядом новых деталей. Среди них — расширение двухлетних налоговых каникул, которые, как предполагается, с 2015 года будут охватывать новые малые предприятия, на все новые промышленные объекты. В числе мер поддержки также рассматривается "полупринудительная" локализация ряда промышленных производств сектора b2b — например, станкостроения.
Еще одна важная инициатива, которая может попасть в Белый дом,— новый разворот в политике по отношению сокращения персонала крупными промышленными группами, в том числе в моногородах. Напомним, с 2009 года основной идеей по отношению к увольнениям в "Русале", "Норникеле", в машиностроительных группах был полуофициальный запрет на увольнения. С лета 2013 года, в том числе с подачи нового министра экономики Алексея Улюкаева, обсуждалась отмена этого запрета и легализация незначительного "планового" роста безработицы в 2015-2016 годах: эта мера была призвана снять напряжение на рынке труда (сложившееся в ряде регионов из-за аномально низкой безработицы) и простимулировать развитие малого бизнеса. Теперь же, как уверяют собеседники "Ъ", в Кремле предполагается продискутировать новую идею: "разрешение" на закрытие старых рабочих мест в моногородах предполагается выдавать только в обмен на подтверждение инвестиций определенной суммы в новые проекты. Источники "Ъ" затруднились предположить, как юридически может быть оформлена такая мера — сейчас "запрет" на закрытие монопроизводств, появившийся после инцидентов в Пикалево, сугубо неофициален.
Наконец, для того, что стимулировать обновление основных промышленных фондов, в 2015 году предлагается провести переоценку всего оборудования с истекшим сроком амортизации, а затем на это старое оборудование через внесение поправок в НК планируется поднять налог на имущество. Напомним, сейчас сумма налога зависит от остаточной стоимости имущества (то есть разницы между его первоначальной ценой и суммой амортизации). Поэтому "самортизированное" оборудование в фискальном плане, как правило, выгоднее нового — чиновники предлагают развернуть ситуацию. Задача обновления оборудования выглядит весьма масштабной — сейчас износ основных фондов по разным отраслям промышленности достигает от 50% до 75%; несмотря на все заклинания о необходимости новой промышленной политики, эта ситуация в последнее десятилетие не менялась. Таким образом, эта идея рассматривается как обоюдоострая: при сопротивлении промышленников она повысит сборы налога на имущество, при ее успехе — сборы налога на прибыль. Но повышение налога на старое оборудование можно также рассматривать как "кнут" взамен, видимо, не сработавшего "пряника": под лозунгом обновления основных фондов в 2012 году были приняты поправки, освобождающие от налога новое движимое имущество организаций (машины, оборудование), принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года.
Обсуждаемый набор мер вполне укладывается в существующее в Кремле убеждение в невозможности коррекции макроэкономического и денежно-финансового курса — идеи, например, экономического советника президента Сергея Глазьева и инициативы академиков РАН, преимущественно сконцентрированные в этой сфере, до сих пор предметом обсуждения не являются, что в целом можно рассматривать как довольно позитивное явление. Впрочем, отказ от чистых "монетарных" стимулов вполне может быть компенсирован уступками лоббистов в секторе "промышленной политики". Наиболее опасным среди инициатив выглядит даже не "проектное финансирование" с поддержкой ЦБ, а "плановое импортозамещение" на средства федерального бюджета — из известных "Ъ" тем совещания у Владимира Путина она смотрится наиболее коррупционноемкой.