Пассажиров ждут отрезвляющие штрафы
Полиция на транспорте расширяет свои полномочия
Министерство внутренних дел (МВД) подготовило поправки к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП), которые дают право сотрудникам пунктов полиции на транспорте штрафовать граждан за алкогольное опьянение непосредственно на железнодорожных станциях или в метро. Сейчас оформлять штрафы имеют право лишь руководители транспортных полицейских из головных управлений, которые, как правило, находятся в отдалении от станций. Из-за этого, жалуются в МВД, нарушители просто игнорируют эти штрафы.
Поправки к КоАП МВД разместило для общественного обсуждения на портале regulation.gov.ru. Ведомство предлагает внести изменения в п. 3. ч. 2. ст. 23.3 КоАП, которая описывает полномочия сотрудников транспортной полиции, имеющих право выписывать штрафы гражданам за появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения (ст. 20.21 КоАП).
После того как в 2011 году вступил в силу закон "О полиции", правом оформлять штрафы по ст. 20.21 КоАП наделили исключительно руководителей линейных управлений и отделов полиции на транспорте и их заместителей. Сотрудники же пунктов транспортной полиции непосредственно на железнодорожных станциях и станциях метро этого права лишились. Это, как сказано в пояснительной записке к законопроекту, существенно затруднило работу полицейских на местах. Сейчас, чтобы оштрафовать нарушителя, которого задержали за опьянение, к примеру, в электричке, его нужно отвезти либо в управление транспортной полиции, либо выписать уведомление о необходимости явиться в управление за штрафом. Из-за того что головные управления транспортной полиции находятся в отдалении от станций метро и железной дороги, полицейские ограничиваются уведомлением (ст. 20.21 КоАП предполагает штраф от 500 до 1,5 тыс. руб.). В итоге нарушители просто не являются в управление, чтобы получить постановление об административном правонарушении, и, соответственно, ничего не платят, указывают авторы поправок.
В России насчитывается 126 линейных отделений и управлений полиции на транспорте, а также 639 линейных пунктов.
Неявка нарушителей в итоге оборачивается убытками для государства. Полицейские управления вынуждены высылать копии постановлений об административном правонарушении по адресу граждан заказным письмом, отправка одного письма в среднем обходится в 50 руб. Дела по ст. 20.21 КоАП составляют не менее 20% от общего количества дел об административных правонарушениях, которые ежегодно рассматривают полицейские на транспорте. К примеру, в 2012 году было рассмотрено 209 542 дела — 21,55% от общего числа выписанных в том году административных штрафов. В 2013 году по ст. 20.21 было выписано 191 957 штрафов — 23,6% от общего количества административных дел. Сколько всего копий постановлений выслали полицейские нарушителям заказными письмами, в МВД не уточняют. Помимо убытков, невозможность оперативно штрафовать нарушителей "снижает эффективность административного наказания", говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Чтобы решить проблемы с неявкой нарушителей, в МВД предлагают наделить правом оформлять штрафы за опьянение в метро или на железной дороге непосредственно в отделениях на станциях.
По мнению юристов, наделение полицейских на транспорте дополнительными полномочиями приведет к увеличению количества штрафов за алкогольное опьянение. "Вместе с увеличением количества штрафов повысится вероятность перегибов на местах со стороны рядовых полицейских",— считает глава адвокатской коллегии "Князев и партнеры" Андрей Князев. "Тем не менее удара по правам граждан инициатива МВД не несет — как и раньше, люди будут иметь право оспорить штраф в суде и не согласиться с протоколом",— убежден адвокат.