Больше, чем холдинг
В первый же год жизни "Россетям", еще стабилизирующимся как холдинг, пришлось столкнуться и с тарифными ограничениями со стороны государства, и с необходимостью выполнить все планы по энергоснабжению спортивных мероприятий мирового масштаба, и с вызовами, которые представляет новый для компании вид деятельности - сбыт электроэнергии.
Чуть больше года назад, 4 апреля 2013 года, было официально зарегистрировано ОАО "Россети", созданное на базе комплекса активов "Холдинга МРСК" и Федеральной сетевой компании (ФСК), которая вошла в состав холдинга как одно из его дочерних обществ. В результате сформировалась компания с совокупной протяженностью сетей 2,3 млн км и 739 ГВА трансформаторной мощности.
В 2013 год "Россети", образованные указом президента от 22 ноября 2012 года, вступили как еще не зарегистрированная структура. Но преобразования начались еще до регистрации: "Холдинг МРСК", к которому была присоединена Федеральная сетевая компания, превратился в структуру, объединяющую в рамках одного юрлица подавляющее большинство магистральных сетевых активов страны и основную часть распределительного сетевого комплекса. 4 апреля 2013 года компания была зарегистрирована.
Функционального изменения "Россети" не претерпели: для своих дочерних обществ они остались, как и "Холдинг МРСК", управляющей компанией. Однако степень интеграции заметно повысилась, говорит директор департамента стратегического развития "Россетей" Сергей Лебедев. Поскольку к холдингу добавилась ФСК, система стала более стройной и гармоничной — так, инвестиционный блок в "Россетях", говорит он, уже согласовывает одновременно инвестпрограммы ФСК и дочерних компаний, что повышает качество инвестиционного процесса. Аналогично гармонизируется и тарифная политика: если раньше ФСК и дочерние компании МРСК формировали свою политику раздельно, то теперь она координируется. Более того, отмечает Сергей Лебедев, с помощью такой структуры, как "Россети", государству будет проще приступить к выравниванию тарифов между регионами. Ситуация, когда в различных регионах тариф на передачу электроэнергии по распределительным сетям разный, мешает экономическому развитию регионов, говорит он, ведь более низкий тариф на передачу, который может привлечь потребителя в регион, где его работа не вполне логична.
С консолидацией электросетевого комплекса стало возможно и начать решать проблему "последней мили". В ноябре 2013 года был принят федеральный закон, устанавливающий критерии перекрестного субсидирования и сроки отмены механизма аренды "последней мили" в разных регионах. В 16 субъектах РФ действие этого механизма продлено до 2017 года, а в четырех — до 2029 года, в остальных механизм был отменен с 1 января 2014 года, как ранее предписывалось законодательством. "Решение проблемы "последней мили" в ситуации, когда ФСК и МРСК находятся в разных организационных структурах, было бы просто невозможно,— говорит господин Лебедев.— Интересы компаний очень разные". Слияние в одну структуру устранило и основания для внутренней конкуренции между компаниями холдинга за технологическое присоединение потребителя.
Сейчас компания работает над унификацией политики по основным направлениям деятельности. В холдинге уже принята единая техническая политика (ЕТП). "Это единый технический язык, на котором разговаривают компании,— говорит Сергей Лебедев.— Унификация технической политики имеет не моментальный эффект, он проявится через несколько лет, но ее определение — это вопрос, сравнимый по глубине эффекта с выбором стандарта сотовой связи". Как и в других документах, общих для компаний холдинга, в ней содержатся довольно четкие целевые показатели: снижение вероятности системных аварий на 30%, снижение потерь на 25%, сокращение площадей, занимаемых подстанциями, в три-пять раз, кратное (до трех раз) сокращение объемов вырубок под ЛЭП и сглаживание графиков нагрузки. Совет директоров "Россетей" уже принял следующую единую политику — инновационную. "В дальнейшем появятся уже неоднократно анонсированные политики: единая инвестиционная политика, единая экономическая политика, единая кадровая, социальная политики, единая политика в области обеспечения безопасности",— поясняет господин Лебедев. Он предполагает, что в перспективе может снизиться и уровень автономии МРСК внутри холдинга.
Тариф диетический
2013 год ознаменовался экономическим спадом, который не закончился и до сих пор. Желая удержать от краха промышленное производство в стране, правительство приняло принципиальное решение о заморозке тарифов естественных монополий в 2014 году и индексации их на уровень инфляции в 2015-2016 годах. Электросетевой комплекс оказался в нелегком положении, особенно с учетом того, что параллельно было дано поручение обеспечить сохранение физических объемов инвестпрограмм, причем для обеспечения экономии компаниям предлагалось использовать исключительно внутренние ресурсы за вычетом целевых ассигнований из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на принципиально важные для страны проекты. Предполагается, что средства из ФНБ будут выделены ФСК на строительство электросетевой инфраструктуры для обеспечения развития БАМа и Транссиба и мероприятия для обеспечения надежного функционирования ЕЭС при раздельной работе с энергосистемами Балтии.
С учетом тарифных ограничений текущего года и будущих лет предприятиям электросетевого комплекса пришлось заметно скорректировать объемы инвестпрограмм. В марте совет директоров "Россетей" рассмотрел проект скорректированной сводной инвестпрограммы на период до 2019 года, в которой за счет сокращения сметной стоимости вводимых в 2014-2018 годах объектов удалось обеспечить экономию в размере 109,6 млрд руб. Первоначальный объем инвестпрограммы на этот период — 1,1 трлн руб. без НДС. Однако "Россети" занялись снижением издержек еще до жестких тарифных решений со стороны государства, поскольку это компании предписывает более ранний документ — стратегия развития электросетевого комплекса, принятая в апреле 2013 года. Стратегия требует от компании повышения операционной эффективности на 15% и инвестиционной эффективности на 30%. Также компания должна выполнить серию мероприятий по повышению надежности и качества энергоснабжения потребителей и увеличению безопасности энергоснабжения, устранению сетевых ограничений и уменьшению зон свободного перетока с 27 до 18 к 2017 году, снижению потерь на 11%.
Нагрузка по плану и вне плана
По производственной нагрузке первый же год существования был очень напряженным для "Россетей". Необходимо было обеспечить бесперебойное энергоснабжение последовательно двух мероприятий мирового масштаба — Всемирной летней универсиады в Казани в 2013 году и зимних Олимпийских игр в Сочи 2014 года. Подготовкой к Универсиаде в энергодефицитной Казани (собственная генерация 850 МВт, потребление летом — 1,15 ГВт) "Россети" занимались не в одиночку: значительная часть сетевого строительства осуществлялась не входящей в холдинг "Сетевой компанией" Татарстана. В рамках подготовки к Универсиаде ФСК ввела в эксплуатацию ВЛ 500 кВ Помары--Удмуртская, которую ранее планировалось ввести только в текущем году, но по соглашению между ФСК и правительством Татарстана строительство было ускорено. Были опасения, что город не выдержит пика потребления во время проведения студенческих игр — в частности, "Татэнергосбыт" превентивно ограничил энергопотребление 30 предприятий для экономии мощности. Однако энергообеспечение Универсиады прошло без сбоев, не было зафиксировано превышения максимально допустимых перетоков мощности в сетях, отключений сетевого и генерирующего оборудования, влияющего на электроснабжение объектов игр.
С более масштабной по объемам работ задачей — обеспечением бесперебойного энергоснабжения зимних Олимпийских игр в Сочи — "Россетям" пришлось справляться самостоятельно. Работы проводились как ФСК, так и распределительными сетями региона. "Россети" задействовали около 4 тыс. работников филиалов, 561 единицу техники. Было создано и модернизировано 68 крупных энергообъектов, в том числе 36 объектов магистрального сетевого комплекса. Фактически заново была создана городская электросетевая инфраструктура: энергетики проложили около 1100 км ЛЭП, более чем в два раза была увеличена суммарная трансформаторная мощность (с 1,64 ГВА до 3,51 ГВА). Максимальная расчетная нагрузка на электросети в период Олимпиады достигала 683 МВт против 559 МВт в 2012 году.
Энергетическая инфраструктура Сочи не останется невостребованной. До 150 МВт свободной мощности будет использовано для развития районов Имеретинской низменности и Красной Поляны, еще 79,5 МВт мощности, высвободившиеся после демонтажа временных олимпийских объектов, будут подключены к сетям "Кубаньэнерго" и направлены на повышение надежности энергоснабжения Сочи. Часть мощности пойдет на удовлетворение отложенного спроса по договорам, которые не были выполнены из-за моратория на присоединение новых потребителей на время Олимпиады. Завезенные "Россетями" в Сочи девять мобильных ГТЭС суммарной мощностью 202,5 МВт сейчас транспортируются в Крым для обеспечения надежности электроснабжения региона, практически целиком зависящего от поставок электроэнергии с Украины, которые с момента перехода Крыма в юрисдикцию РФ она уже однажды существенно ограничивала.
За год "Россетями" также были выполнены два крупных проекта по расширению трансграничных связей: создание инфраструктуры для импорта электроэнергии из Финляндии через вставку постоянного тока на подстанции 400 кВ Выборгская и постановка под нагрузку ВЛ 500 кВ Зейская ГЭС--Амурская N2, обеспечивающей надежность выдачи мощности Зейской ГЭС и увеличивающей потенциал экспорта электроэнергии в Китай.
Но штатным событиям сопутствовали и нештатные — в первую очередь аномальный паводок на Дальнем Востоке в июле--сентябре 2013 года. Электросетевая инфраструктура заметно пострадала от удара стихии, в зоне затопления оказались более 1,1 тыс. опор. Однако последствия этой чрезвычайной ситуации, равно как и ледяного дождя в Краснодарском крае и ураганов в Тверской, Брянской и Ленинградской областях, "Россетям" удалось оперативно устранить, не в последнюю очередь благодаря консолидации: она позволила объединить ресурсы магистрального и распредсетевого комплексов, направляемые на аварийно-восстановительные работы. В частности, был сформирован парк резервных источников энергоснабжения (РИСЭ) в количестве более 3 тыс. штук общей мощностью 297 МВт, создан единый аварийный резерв. В результате, сообщают "Россети", средняя длительность перерыва электроснабжения в распредсетевом комплексе сократилась по сравнению с 2012 годом на 9%, до 3,6 часа.
Гарантия поставки
В течение всего прошлого года "Россети" занимались непривычным для себя родом деятельности — непосредственным сбытом электроэнергии. С января прошлого года "Совет рынка" начал лишать статуса гарантирующих поставщиков (ГП) предприятия за долги перед оптовым рынком (все ГП, лишенные статуса, за исключением "Колэнергосбыта", относились к группе "Энергострим"). Механизм лишения статуса существовал и ранее, но к этой мере не прибегали — не в последнюю очередь из-за того, что между лишением одной компании статуса гарантирующего поставщика и получением этого статуса компанией-сменщиком проходило довольно много времени, около года, а потребителя в это время все равно необходимо обслуживать. В итоге обязанность обслуживать потребителя была возложена на местные сетевые организации, входящие в "Россети". Причем наделение МРСК временным статусом происходило очень быстро — если набсовет "Совета рынка" лишал статуса ГП в двадцатых числах месяца, МРСК начинали действовать в этом статусе с первого числа следующего.
В общей сложности "Россети" за год успели поработать в 12 субъектах РФ, обеспечивая электроэнергией примерно 118 тыс. потребителей. На данный момент пять территорий "Россети" уже передали победителям конкурсов ("ТНС-Энерго" и "Интер РАО"), практически на всех территориях победители уже определены, но передача пока не состоялась. Не разыграны на конкурсах пока зоны деятельности "Колэнергосбыта", "Ивэнергосбыта" и относительно небольших "Новгородэнергосбыта" и "Тверьоблэнергосбыта". В момент подхвата статуса ГП "Россети" взяли на работу около 6 тыс. человек, практически все они остались работать и потом перешли в состав компаний-победителей конкурсов.
В течение всего года "Россети" осуществляли платежи на оптовый рынок в полном объеме, в отличие от их предшественников; они продолжают оплачивать 100% от суммы поставок и сейчас. Но поначалу не весь объем платежей обеспечивался за счет сбора средств на рознице: значительная часть этой суммы выплачивалась из собственных средств МРСК. При входе на рынок новой компании МРСК для каждой определяет границы функционирования, в этих границах компания получает статус ГП и должна заключить договоры энергоснабжения со всей массой потребителей, а их в среднем на одну территорию примерно 10 тыс. юридических и 300-500 тыс. физических лиц, поясняет директор департамента энергосбытовой деятельности и взаимодействия с субъектами ОРЭ "Россетей" Алексей Раков. "На это законодательно отводится два месяца, и мы в них уложились,— говорит он,— но надо понимать, что пока договор не заключен, никто нам деньги платить не будет. Статистика такая: в первый месяц мы собираем порядка 30% от стоимости поставленной продукции, потому что нам платят авансы только те, с кем мы заключили договоры, во второй месяц — порядка 85% и уже начиная с третьего месяца стабильно собираем 100% и более. А на оптовом рынке мы должны стабильно платить месяц в месяц. Естественно, нам нужны какие-то средства, которыми располагает МРСК, в том числе кредитные". Примерно после полугода работы компания вышла на тот режим, когда из собираемых на рознице средств не только полностью оплачивается закупка электроэнергии на оптовом рынке, но и остаются деньги на оплату оказываемых компанией услуг по передаче.
За год "Россетям" удалось сократить задолженность предыдущих ГП за передачу электроэнергии — она на момент лишения их статуса составляла 16,2 млрд руб. К 1 января 2014 года она сократилась до 10 млрд руб. На 1 млрд руб. были урегулированы разногласия между "Бурятэнергосбытом" и "МРСК Сибири", поясняет Алексей Раков, остальные 5 млрд руб. компания получила по исполнительным листам из тех средств, которые потребители на протяжении нескольких месяцев продолжали перечислять лишенным статуса ГП. К сожалению, уже к ноябрю 2013 года эти выплаты полностью прекратились.
Не полностью выполняют свои обязательства перед МРСК, получившими статус ГП, и потребители. "Сейчас у нас существует примерно 13 млрд руб. дебиторской задолженности на розничном рынке, это сопоставимо с месячным оборотом во всех зонах в пике, когда мы подхватывали сбыты в 12 регионах,— говорит господин Раков.— Тогда месячная выручка от продажи электроэнергии (включая выручку от услуг по передаче) составляла около 11 млрд руб. В принципе это более или менее нормально, поскольку население по закону всегда платит месяцем позже, остальные потребители в среднем платят приблизительно 50% авансом. Поэтому задолженность в основном является текущей, то есть сформированной, но срок погашения ее еще не наступил". Однако сроки взыскания этой задолженности после сдачи статусов победителям конкурса, скорее всего, вырастут. "Пока мы исполняем договоры энергоснабжения,— объясняет Алексей Раков,— у нас есть два основных рычага, с помощью которых удается взыскать долги. Самый быстрый и самый эффективный — введение ограничений и отключение энергоснабжения за неплатежи. Второй — это претензионно-исковая работа, она не столь эффективна, поскольку дело может растянуться на годы. Когда мы с территории уходим и передаем ее другому игроку, самый быстрый и эффективный рычаг исчезает, мы не вправе ограничить поставки электроэнергии, потому что эти поставки осуществляет другая компания. У нас остается меньше возможностей воздействовать на потребителя".
По словам господина Ракова, передача статуса ГП — серьезная встряска для потребителя и для розничного рынка, а для "Россетей" с точки зрения экономики подхват его "вещь вынужденная и неожиданная, потому что невозможно предугадать, когда, на какой период и какую территорию отдадут на подхват". Затраты на подхват и организацию всех необходимых мероприятий "Россетям" вернут в каком-то объеме в следующем периоде регулирования, говорит он, но важно то, что эти затраты в итоге несет потребитель, а вовсе не проштрафившийся ГП, который вывел деньги в офшор. "Для нас идеальным было бы просто получать свои деньги за оказанные услуги по передаче электроэнергии,— говорит он,— но гарантирующий поставщик по своей конструкции аккумулирует все денежные средства с розничного рынка и кредитуется за счет сетей. Причем это явление системное, поскольку банки не дают гарантирующим поставщикам необходимого количества кредитных средств из-за отсутствия у них активов. Если компании нужны деньги, она идет в коммерческий банк, и в банке ей устанавливают ставку, договариваются о сумме и сроке кредита. Когда в качестве банка выступают сети, с сетями никто не договаривается: с ними не обговаривают ни ставку, ни объем кредита, ни срок, когда деньги будут возвращены. И получается, что сначала ГП с огромным трудом собирает деньги на рознице, воздействует на неплательщиков, предприятия ЖКХ, управляющие компании, а потом запускается вторая часть — попытки сетевых организаций и генерирующих компаний собрать эти деньги с ГП, что тоже довольно непросто". В идеале конструкция должна быть такова, чтобы деньги, собранные с конечных потребителей ресурсов, направлялись напрямую во все ресурсоснабжающие организации, в частности в сетевую компанию: это либо расщепление платежей, "либо иная конструкция, которая позволит одномоментно распределять деньги, чтобы никто их не присваивал и не распоряжался ими без воли на то других интересантов".
Но расщеплению платежей препятствует наличие постоянных разногласий между сетями и ГП по объемам поставок, причем проблема эта на первый взгляд достаточно простая, но на более глубокий взгляд гораздо более серьезная. "Для того чтобы не было разногласий, необходимо было бы построить единый центр, который бы формировал все объемы по розничному рынку,— объясняет Алексей Раков.— Аналог такого центра на оптовом рынке — это АТС и ЦФР, на ОРЭМ разногласий нет. Но уровень оснащенности приборами учета, в том числе телеметрией, на оптовом рынке очень высокий по сравнению с розницей. Если на оптовом рынке действует около полутысячи субъектов, то на розничном рынке в одном субъекте РФ присутствуют десятки тысяч юрлиц и полмиллиона абонентов-физлиц". Для того чтобы создать учетную инфраструктуру на розничном рынке, деньги необходимы фантастические, измеряемые сотнями миллиардов, говорит господин Раков: точек поставки — десятки миллионов, а простейший прибор учета с телеметрией стоит от 10-12 тыс. руб.