Сибирский дауншифтинг

Какой жизни хочется экс-королю рынка сухариков?

Экс-совладелец "Сибирского берега" Александр Ладан продал бизнес и научился совмещать несовместимое — масштабные бизнес-задачи и свободное время. Для этого оказалось достаточно сменить сегмент b2c на b2b. Теперь Ладан захватывает российский рынок стеклотары и наводняет Сибирь гибкой упаковкой.

В поисках баланса. Александр Ладан слишком долго сушил сухари, но в конце концов нашел комфортное сочетание работы и личной жизни

Фото: Евгений Дудин, Коммерсантъ

Текст: Сергей Кашин

Александр Ладан-- предприниматель-вундеркинд. Всего за пару лет он совершил стремительный переход со студенческой скамьи в кресло управляющего масштабным холдингом. В 1999 году Ладан и трое его бывших сокурсников начали продавать в новосибирские магазины сухарики "Кириешки", выпускаемые по лицензии. Уже в 2002-м их компания "Сибирский берег" реализовывала снэки по всей России и занимала 40% рынка сухариков. А расширив линейку морепродуктами, заняла до 20% рынка пакетированных снэков, бросив вызов лидеру рынка — "дочке" PepsiCo компании Frito-Lay.

В 2009 году Александр Ладан продал "Сибирский берег", который уже занимал около 50% рынка сухариков, землякам из Томска, группе КДВ, и оказался на распутье. Он и его партнеры заработали, по оценкам, по $30-50 млн. Бывшие компаньоны Вадим Сухарев, Юрий Ан и Александр Кычаков стали развивать франчайзинговую сеть фастфудов "Карлс Джуниор" и строить жилые микрорайоны в Новосибирске. Александр Ладан решил пойти дальше один.

В 2009 году предпринимателю было всего 33 года, а за спиной — 12 лет во главе FMCG-компании федерального масштаба. Александр всегда гордился своей трудоспособностью: 12-часовой рабочий день был нормой. Однако теперь Ладан искал амбициозный бизнес-проект, который оставлял бы больше времени для личной жизни, семьи.

И нашел.

2,4 млн упаковок сухариков в день выпускал "Сибирский берег" на пике своего рыночного могущества (53% выпуска в России). А начинала компания с 3 тыс. упаковок в день

Прозрачные возможности

Еще до закрытия сделки по продаже "Берега" Ладан начал искать нового хозяина для ресторана "Классика". Ресторан он приобрел у Игоря Кима, серийного покупателя банков, экс-совладельца МДМ-банка. Как и Ким, Ладан использовал ресторан в качестве удобного места для деловых встреч. В ходе переговоров он познакомился с сибирским предпринимателем Эдуардом Тараном.

Таран у Александра "Классику" не купил. Зато предложил Ладану занять пост председателя совета директоров компании "Экран". По определению он не участвует в оперативном управлении компанией, решая лишь самые важные вопросы. Как раз такая позиция, которую Ладан хотел.

Стекольный завод "Экран" — часть холдинга Тарана РАТМ. Это разветвленное и достаточно разношерстное даже для России собрание активов: от московского завода "Гидромаш", выпускающего насосы для подводных лодок, до венчурной компании "Ломоносов капитал".

"Экран" запускал производство коричневой (бывает еще бесцветная и зеленая) стеклотары мощностью 260 млн изделий в год. У прежнего руководства возникли трудности: кредиты, выданные на приобретение еще не работающего нового оборудования, надо было платить, а заработать на старом достаточно денег не получалось. Первым делом Александр Ладан пригласил генерального директора местного завода "Балтика" Сергея Скоромкина на аналогичную позицию в "Экран". До конца 2010 года напарники проблемы решили: линию ускоренно запустили, покупателей на продукцию нашли, кредиты структурировали. За 2010и 2011 годы "Экран" увеличил производство на 21%, доведя его объемы до 490 млн бутылок в год.

Но это была только первая часть задачи, которую Эдуард Таран предложил решить своему земляку. В конце 2012 года Александр Ладан ушел с поста председателя совета директоров "Экрана" и возглавил совет директоров ОАО "Первый стекольный холдинг". Планы у холдинга серьезные. Александр Ладан сравнивает ситуацию на рынке стекла с рынком снэков десятилетней давности, который контролировали Frito-Lay и масса небольших игроков. Но компания КДВ поглотила помимо "Сибирского берега" еще и "Бриджтаун" с "Золотым теремом" и стала сильным игроком N2. На рынке стеклотары лидирует компания "Русджам" ("дочка" турецкого концерна "Шишеджам") с пятью заводами и 35% рынка. За второе место борются 60 небольших стекольных заводов.

Печь по изготовлению стеклотары служит десять  лет — и полностью выгорает. Ее не ремонтируют, заменяют новой. Значительная часть нынешних российских стекольных мощностей появилась в 2003-2006 годах — так отрасль реагировала на рост спроса со стороны пивных и водочных компаний. Средняя современная печь, установленная на наших заводах, рассчитана на выпуск 300 млн единиц тары в год, стоит $100 млн и куплена на кредитные (до 90% цены) деньги. Но на рынке потребления пива и водки с 2010 года продолжается падение производства, только за 2013-й оно составило 30%. Перепроизводство достигает по разным сегментам 40%, цены падают, а печи вскоре предстоит менять. При этом стоимость кредитов, особенно после событий в Крыму, резко выросла, вместе с числом желающих избавиться от таких непостоянных активов.

Президент "Стеклосоюза" (отраслевое объединение стекольной промышленности) Виктор Осипов говорит, что создание вертикально интегрированных холдингов в отрасли неизбежно. Он ожидает, что количество игроков на рынке постепенно сократится до пяти-шести крупных структур.

Эдуард Таран хочет стать тем, кто проведет консолидацию в отрасли объемом примерно $2 млрд. По мнению Александра Ладана, потребители поддержат объединение своих поставщиков. Ведь тогда придется иметь дело с одним контрагентом вместо десятка нынешних. Процесс не будет простым, он очень капиталоемкий. Построить один огромный завод на всю страну тоже не удастся: стеклотара — локальное производство, никто не возит готовую продукцию на дальние расстояния.

Сделки M&A должны, по словам Ладана, начаться в течение 2014 года: "Кто объединит эти активы в России, тот и будет стратегическим партнером "Хайнекена" и "Русского стандарта"".

200 млрд стеклянных бутылок производится каждый год в мире, 74% этого объема — пивная тара

"Мы уже устроили серьезный переполох"

В "Первом стекольном холдинге" экс-глава "Сибирского берега" — лишь наемный топ-менеджер. Оперативным управлением занимается сформированная им команда. У Ладана же появилось свободное время, которое он потратил на создание собственного бизнеса. Это тоже b2b, и тоже упаковка. Вместе с Игорем Диденко, главой и владельцем новосибирского "Гофромастера", Александр Ладан создал в 2011 году компанию "Нео-пак". В производство инвестировано около $10 млн, компания уже занимает 30% сегмента гибкой упаковки с печатью за Уралом, вышла в Казахстан.

Идея организовать производство упаковки появилась у Ладана, еще когда он руководил "Сибирским берегом". В 1999 году компании пришлось закупать упаковку для "Кириешек" за рубежом, потом — в Москве, когда там появилась итальянская "Пакетти-групп". "У меня на столе очень долго лежал бизнес-план производства гибкой упаковки. Но он не был реализован: после долгих раздумий вертикальной интеграции мы предпочли географическую экспансию, в том числе в Китай и Австралию",— вспоминает Александр Ладан.

Возможно, напрасно. С одной стороны, последние несколько лет производители низкомаржинальных продуктов, например курятины и хлеба, начинают использовать пластиковую упаковку — раньше многие обходились вовсе без нее. С другой, в сегменте брендированных продуктов питания снижение покупательной способности ведет к расцвету private label и потреблению более дешевой продукции, упакованной в пластик, а не стекло. Как пример можно привести рынок майонеза, молока и пр. При этом конкурентов на рынке гибкой упаковки за Уралом практически нет. "Мало у нас в Сибири предпринимателей,— говорит Ладан.— Мы уже устроили серьезный переполох". Около двух лет у партнеров ушло на отладку производства, зато с поиском клиентов проблем не возникло. "Большинство местных производителей мы с партнером давным-давно знаем, а они знают нас",— говорит Ладан. Первыми клиентами стали новосибирские "Инмарко", "Проксима", "Сибирский берег" и НЖК.

Второй рынок для "Нео-пак" — цветные пакеты с символикой компаний — тоже растет бурно. Тут компания может конкурировать и в европейской части России. Ведь крупнейший производитель гранул размещается в Омске, и производители все равно закупают и везут сырье из Сибири, а это позволяет "Нео-паку" экономить на логистике.

Цель Александра Ладана на ближайшее время — закрепиться на рынке восточнее Урала и в Казахстане, нарастив долю по гибкой цветной упаковке до 50%. В новом сегменте в планах занять долю 30% рынка в регионе. "А там посмотрим, я и в "Сибирском береге" не забегал в планах слишком далеко",— описывает свой модус операнди совладелец "Нео-пака". Выручка компании в прошлом году превысила 600 млн руб.

Александр Ладан говорит, что нынешний бизнес для него комфортнее прежнего. В b2c, конечно, много драйва и интересных задач, но и у b2b масса плюсов. "Розничный потребитель снэков может вдруг переключиться на морепродукты, потом ни с того ни с сего — на семечки. В b2b меньше клиентов, меньше операций и переговоров",— радуется Александр Ладан.

Теперь у него появилось время на полноценное общение с семьей — а это и есть главный аргумент за работу на b2b-рынке: "Во времена "Сибирского берега" дома папу никто не видел",— говорит Александр. Детей у него трое: девочки шести и десяти лет, восьмилетний сын.

Впрочем, сейчас Ладану снова приходиться выбирать. Новые этапы развития стекольного холдинга требуют его присутствия в столице. Жить на два дома или привезти жену и детей, ради которых он поменял свою жизнь, в Москву — Александр еще не решил.

Приходится быть гибкими


По оценкам исследовательской компании AMI, в 2013 году потребление материалов на европейском рынке гибкой упаковки составило почти 3,6 млн тонн, а объем рынка насчитывает $27,4 млрд. Оборот конкурентного (установленные мощности заметно превышают объем спроса и задействованы на 60%) российского рынка в 2013 году составил примерно $3,3 млрд (1,11 млн тонн).
Вся лента