"Большая часть сайтов будет двигаться к плате правообладателям за контент"

В Минкомсвязи составили критерии, по которым можно отличать пиратские сайты от добросовестных. Это было решено на совещании ведомства 15 мая. К ресурсам-нарушителям будут относиться те сайты, на которых основная масса контента — пиратская. Кроме того, Минкомсвязи предлагает считать недобросовестными порталы, извлекающие прибыль от распространения пиратского контента. Медиа-адвокат Федор Кравченко ответил на вопросы ведущего Бориса Блохина.

Фото: www.kinopoisk.ru

Согласно предложению, сайты будут обязаны удалить пиратский контент в течение 36 часов. Об этом требовании планируется уведомлять как владельца сайта, так и хостинг-провайдера

— Сообщается, что требование удалить контент будут посылать и владельцу, и хостинг-провайдеру. Насколько это выполнимо?

— Это, безусловно, выполнимо тогда, когда хостинг-провайдеры и провайдеры контента находятся в России. Конечно, не все зарубежные сайты смогут предоставить свои контактные данные, в этой ситуации будет сложно.

— Если нет этих контактов, что будут делать с сайтами, просто закрывать?

— Да, в этой ситуации возможна блокировка сайта, причем Гражданский кодекс в последней редакции позволяет это делать даже до предъявления иска.

— То же самое можно сделать и с иностранными сайтами, я так понимаю?

— Безусловно. В последнее время Роскомнадзор обладает технологией блокировки доступа к контенту любого сайта, который находится на любом домене в любой точке мира.

— 36 часов — это достаточный срок для удаления контента?

— Зависит от того, как хорошо будут проработаны эти рекомендации Минсвязи. Если информация будет поступать в четкой форме, например, содержать URL-ссылку, то да, для обычного хостинг-провайдера этого достаточно. В конечном итоге здесь нужно найти какой-то разумный срок, соответствующий интересам и правообладателей, и хостинг-провайдеров. Наверное, начать можно с 36 часов, а в дальнейшем, если хостинг-провайдеры будут недовольны, они могут обжаловать этот законный акт Минсвязи в суде и потребовать увеличения до 48 или 72 часов.

— В данной редакции поправок есть возможность для злоупотребления или есть шанс, что ответственность понесут добросовестные сайты?

— Я боюсь, что опасностей много. Все поправки, которые в последнее время готовятся, очень сырые, технология законотворчества претерпела сильные изменения в худшую сторону. Если раньше поправки готовились год-два-три и одобрялись профессиональным сообществом, то сейчас они пекутся как пирожки. Конечно, там будет очень много сложностей, и я думаю, что основная нагрузка останется по-прежнему на судах. Эти разъяснения Минкомсвязи, безусловно, нужны отрасли, но только как ориентиры, а конечные решения всегда будут находить суды, поскольку критерий добросовестности основной части контента или определение экономической модели — это все очень оценочные понятия, которые невозможно определить в документе, который придется суду применять к конкретному случаю.

— Предлагают не наказывать за пиратский контент операторов связи. Как вы считаете, это справедливо?

— Во-первых, это необходимо, поскольку это предусмотрено Гражданским кодексом. Если они добросовестные информационные посредники, которые не инициируют размещение этого материала и оперативно реагируют на претензии, то, конечно, к ним совершенно недопустимо применять те же правила, что и к владельцам сайта.

— Мосгорсуд ограничил доступ к 15 сериалам, которые размещены в интернете, там "Игра престолов", "Во все тяжкие". Как сайты смогут обходить это требование или все-таки каким-то образом будут стараться соблюдать эти ограничения?

— В последнее время, если говорить о тех сайтах, которые все-таки занимаются бизнесом, они все больше и больше стараются соблюдать. Конечно, при этом могут оставаться кружки любителей, которые с бизнесом никак не связаны, где люди делятся друг с другом видеоконтентом, их удивить почти наверняка не удастся, а большая часть цивилизованных бизнес-сайтов, конечно, с учетом последних изменений в законодательстве, будут или добровольно или вынужденно двигаться к плате правообладателям за контент.

— Так называемые торрент-сайты какая судьба ждет?

— Я думаю, что торренты, конечно, почти не убиваемы. В этом смысле можно бороться с сайтами, но на сайтах нет самого контента, и большая часть таких сайтов не находится в российской юрисдикции, легко создают зеркала этих сайтов, и это как раз та некоммерческая модель, про которую я говорил, что она вряд ли исчезнет в ближайшие годы.

— Даже если их будут каким-то образом ограничивать или закрывать, они тут же будут открываться в каких-то других решениях, в каких-то других сферах, в каких-то других адресах?

— Даже попытки привлечь к ответственности пользователей, которые на торрентах раздают пиратский контент, не произвели большого впечатления на пользователей, хотя часть из них стала более осторожной. Скорее всего, здесь борьба будет идти в экономической плоскости, когда появится большое количество дешевого и доступного контента в сети, попытки искать его в пиратском ненадежном виде где-то на "левых" сайтах станут все менее целесообразней, но юридические методы борьбы с пользователями еще долго будут не очень эффективными.

Вся лента