И это все "Протон"
Импортный спутник Минкомсвязи выведен Роскосмосом только до Китая
Вчера из-за неполадок в двигательной установки третьей ступени ракеты-носителя "Протон-М" неудачей окончился запуск космического аппарата "Экспресс-AM4R". Несмотря на то что спутник был застрахован на рекордные 7,8 млрд руб., неудача серьезно сказалась на планах Минкомсвязи по обновлению и развитию гражданской группировки спутников связи и вещания: создать аналогичный аппарат возможно только в течение трех лет.
Ракета "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и телекоммуникационным аппаратом "Экспресс-АМ4" стартовала вчера с 200-й площадки космодрома Байконур в расчетное время — 01:42 мск. Изначально все шло в штатном режиме: после отрыва от стартового стола двигатели первых двух ступеней "Протона" работали без замечаний. Проблемы возникли на 525-й секунде полета во время работы третьей ступени. "В одной из камер сгорания рулевого двигателя начало падать давление, ракета начала отклоняться от заданной траектории,— рассказал высокопоставленный источник "Ъ" в Роскосмосе.— Из-за внепланового изменения параметров на 545-й секунде в автоматическом режиме прошла команда на одновременное выключение двигателей".
По сведениям "Ъ", третья ступень недоработала около 40 секунд. При этом не отделившиеся от нее разгонный блок и "Экспресс-АМ4" успели набрать высоту 161 км, после чего вся связка начала падать и разрушаться. На момент нештатной ситуации ракета пролетала над Китаем. Официальные представители Роскосмоса вчера заверяли, что после взрыва никакие обломки земной поверхности не достигли. Ядовитые элементы, содержащиеся в ракетном топливе (в частности, гептил), полностью сгорели в верхних слоях атмосферы. Со стороны властей КНР на момент сдачи номера в печать никаких заявлений относительно аварии не поступало.
Сразу же после инцидента была создана комиссия по расследованию причин аварии, которую возглавил заместитель директора Центрального научно-исследовательского института машиностроения Александр Данилюк. Свое первое полноценное заседание она, по данным "Ъ", проведет уже сегодня в главном офисе Роскосмоса. Как заявил "Ъ" руководитель Космического агентства Олег Остапенко, работать комиссия будет до десятых чисел июня, если, конечно, "не появится необходимость проводить дополнительные исследования причин аварии". "Эксплуатация ракет типа "Протон-М" будет приостановлена до окончания расследования",— уточнил глава Роскосмоса. При этом предыдущая авария протона в июле прошлого года отложила эксплуатацию ракеты на два месяца, стала поводом для серьезного разбирательства на правительственном уровне и привела к смене руководства и структуры Роскосмоса (см. справку).
Формально у комиссии есть время для того, чтобы выявить причину неполадок до следующего пуска, не вмешиваясь в утвержденный график: ближайший старт "Протона" намечен на 20 июня, тогда на орбиту планируется доставить космический аппарат "Луч". Но, по словам источника "Ъ" в Роскосмосе, комиссии предстоит взять на себя ответственность и помимо всего прочего решить: должна ли быть забракована и подвергнута проверкам вся последняя партия ракет. А до этого специалистам предстоит выяснить, в какой момент была допущена ошибка: при изготовлении двигателя на Воронежском механическом заводе (ВМЗ) или уже при его установке на ракету в Государственном космическом научно-производственном центре им. Хруничева.
На третьей ступени "Протона" установлен двигательный блок РД-0212 разработки воронежского Конструкторского бюро химавтоматики (состоит из основного двигателя РД-0213 и рулевого четырехкамерного двигателя РД-0214). На предприятии вчера причины аварии не комментировали, однако заверили "Ъ", что также пытаются разобраться в причинах инцидента. На ВМЗ создана своя рабочая группа, которую возглавил заместитель главного инженера. "Она уже изучает документацию, связанную с отказавшим двигателем третьей ступени, изучается качество узловых агрегатов",— заявил "Ъ" гендиректор завода Иван Коптев. О возможных причинах неудачного пуска "Протона" он предпочел пока не говорить, однако отметил, что отрабатываются все возможные версии аварии, "включая человеческий фактор на производстве".
"Экспресс-АМ4" (см. справку) строился как замена спутнику "Экспресс-АМ4", который 17 августа 2011 года был потерян вследствие нештатной работы разгонного блока на таком же "Протоне". Тогда страховая выплата составила 7,5 млрд руб., что сделало ее крупнейшей в истории российского страхования. Аппарат был воссоздан усилиями европейской компании Astrium за три года, точно такой же срок отводят и для постройки "Экспресса-АМ4". Потерянный вчера спутник был застрахован в "Ингосстрахе" на 7,8 млрд руб.— ровно столько же, сколько и было потрачено на его изготовление. Остальные риски ответственности перед третьими лицами за причинение вреда были застрахованы еще на 6 млрд руб.
Впрочем, главу Федерального агентства связи Олега Духовницкого наличие страховки совершенно не утешает. "Утрата этого космического аппарата поставила крест на работе многих специалистов и, без сомнения, является трагическим событием для всей отрасли связи в России,— заявил он вчера.— Притом что космический аппарат был застрахован, время, затраченное на его производство, нам не вернуть". В Минкомсвязи вчера заявили, что потеря спутника "Экспресс-АМ4" откладывает перспективные планы ведомства по обновлению и развитию гражданской группировки спутников связи и вещания, однако не влияет на оказание услуг сегодня. "Трансляция многопрограммного цифрового теле- и радиовещания, а также первого и второго федеральных мультиплексов продолжается со спутников "Экспресс-АТ1", "Экспресс-АТ2" и "Экспресс-АМ5"",— подчеркнули в ведомстве. Отметим, что в 2014 году планировалось запустить еще три спутника серии "Экспресс" — в июле, августе и сентябре. Все они должны выводиться при помощи ракет "Протон-М" и разгонных блоков "Бриз-М".