Регионы-соседи будут развиваться синхронно
Законопроект о единых схемах территориального развития внесен в Госдуму
Регионы с общими границами должны будут разработать к 2017 году единый план территориального развития. Согласно внесенному в Госдуму законопроекту, такая обязанность появится у Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также Севастополя и Крыма. Субъекты федерации должны будут синхронизировать развитие в области транспорта, природоохранной деятельности, охраны памятников.
Правительство России внесло в Госдуму изменения в Градостроительный кодекс, согласно которым субъекты федерации, имеющие общие границы, будут разрабатывать общую «схему территориального развития». Документ может быть разработан по инициативе местных органов власти для синхронизации развития территорий, к примеру, в области транспорта, природоохранной деятельности, ограничения использования земельных участков, охраны объектов культурного наследия. При этом в поправках сказано, что власти Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Севастополя и Крыма разработать такой документ будут обязаны до 2017 года. Как говорят в правительстве, поправки «позволят обеспечить согласованное развитие субъектов РФ путем комплексного решения вопросов территориального планирования на территории двух и более субъектов».
Отметим, что проблемы с синхронизацией развития соседних территорий довольно часто возникают в Московском регионе. В 2011 году был утвержден план развития Московской агломерации до 2020 года, кроме того, была создана Дирекция развития Московского транспортного узла. Сегодня основной приоритет в рамках развития агломерации — это строительство путепроводов через железнодорожные пути. К 2020 году их будет 92, включая те, которые войдут в состав ЦКАД. На эти цели предусмотрено 216 млрд руб. Кроме того, еще 50 путепроводов будут построены инвесторами — проезд по ним будет платным.
Тем не менее согласованность действий видна далеко не везде. К примеру, Москва сейчас заканчивает масштабное расширение Дмитровского шоссе, однако, как говорят эксперты, все эти меры бессмысленны, поскольку движение упрется в узкую часть шоссе в районе поселка Грибки. Временно приостановлено расширение и Щелковского шоссе, поскольку Московская область должна решить, какой кусок леса она может отдать для компенсации вырубки нацпарка «Лосиный остров». Кроме того, в 2013 году в результате введения запрета на дневной проезд грузовиков по МКАД движение на подмосковных «бетонках» серьезно ухудшилось. Власти Московской области даже хотели потребовать компенсацию у столицы за возникшие неудобства.
«Идея с общими схемами территориального развития абсолютно правильная, она полностью отвечает международному опыту,— говорит директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин.— В США подобные планы согласуются в обязательном порядке с Metropolitan planning organization, без этого невозможно получить федеральные деньги на дорожное строительство». Эксперт напомнил, что еще несколько лет назад Москва и область «откровенно не видели друг друга». «При Лужкове строилась “большая Ленинградка”, при этом в Химках было бутылочное горлышко,— напомнил Михаил Блинкин.— Сейчас есть хоть какая-то координация. С появлением схем развития соседних регионов ситуация может стать еще лучше, но и это не будет панацеей». Он отметил, что власти регионов сегодня не имеют права вкладывать деньги в развитие дорог за пределами субъекта федерации, поскольку это противоречит Бюджетному кодексу. При этом довольно часто такая потребность возникает — Москва, к примеру, может быть заинтересована в расширении какой-либо подмосковной трассы для борьбы со столичными пробками, при этом финансовых ресурсов у столицы больше, чем у области. «Разработка совместных схем территориального планирования, может быть, станет основанием для изменения законодательства»,— предположил господин Блинкин.
Как Московская область требует компенсации за ограничение движения по МКАД
В декабре прошлого года Подмосковье потребовало у Москвы компенсации расходов на ремонт дорог и строительство стоянок для грузового транспорта. Соответствующее письмо в столичное правительство направила Мособлдума. Ранее мэр Сергей Собянин запретил большегрузам ездить по МКАД днем, что привело к перегрузке областных магистралей: интенсивность движения фур на них выросла на 40%. При этом, жалуются депутаты, в местах стоянок фур «цветет криминал». В мэрии Москвы обвинения отрицают и не собираются отменять запреты. Читайте подробнее