Религию совместили с инвестиционной деятельностью

Представлен доклад об инвестиционной активности религиозных организаций по всему миру

Международная межконфессиональная инвестиционная группа 3iG совместно с испанским институтом социальных инноваций ESADE и Нантской школой менеджмента Audencia подготовили доклад об инвестиционной активности религиозных организаций. В исследовании приняли участие 20 религиозных организаций из США, Канады, Великобритании, Нидерландов и Индии.

По данным ООН, религиозные организации занимают третье место по инвестиционной активности в мире. В рамках исследования эксперты из 3iG, ESADE и Audencia опросили представителей Церкви Англии, протестантской Объединенной церкви Канады, католической Церкви святого Августина в Голландии, Всемирного консультативного комитета друзей (квакеры) в Канаде, еврейского Фонда Исаии в США, католического Миссионерского общества непорочного сердца Девы Марии в Индии — всего 20 религиозных организаций. Инвестиционная деятельность этих организация по большей части остается еще очень закрытой.

В докладе не приводятся подробные данные о том, во что именно и в каких объемах опрошенные религиозные организации вкладывают средства. Однако сообщается, что религиозные структуры активно обращаются к зонтичным религиозным организациям, передавая им активы под управление. Так, Межконфессиональный центр корпоративной ответственности в США управляет активами на сумму более $100 млрд. В центре состоит около 300 организаций: религиозные учреждения, в том числе принимавшее участие в исследовании Американское миссионерское общество баптистов, а также «социально ответственные» пенсионные фонды, колледжи и университеты. Канадская компания по предоставлению «ответственных инвестиционных услуг» SHARE управляет активами различных фондов и религиозных организаций на сумму $1,5 млрд. Также есть данные о двух британских религиозных организациях — Экуменическом совете по корпоративной ответственности и Группе церковных инвесторов, совместно управляющих инвестиционным капиталом в размере $12–13 млрд и представляющих интересы христианских конфессий в Великобритании.

Авторы доклада отмечают, что исследования, проведенные в конце 1980-х и начале 1990-х годов, выявили «значительный разрыв между священными (основными) видами деятельности религиозных организаций и их светской деятельностью, считающейся второстепенной. Финансы и инвестиции были отнесены к светской деятельности и считались неуместными». В то же время религиозные организации признаются первопроходцами в сфере так называемого ответственного инвестирования. Отмечается, что «и по сей день общее понимание ситуации основано на том, что для религиозных организации характерен дуализм священной деятельности, с одной стороны, и светских вопросов финансов — с другой».

В исследовании 3iG-ESADE-Audencia отмечается, что во время апартеида в ЮАР в конце 1980-х — начале 1990-х католические религиозные организации в США пытались установить критерии и стратегии для преследования своих интересов при взаимодействии с корпорациями, в которые они инвестировали. В докладе подчеркивается, что религиозные организации являются наиболее активными инвесторами, следящими за тем, чтобы компания, в которую они инвестируют, соблюдала свои социальные обязательства. 90% опрошенных религиозных организаций-инвесторов полагают, что активная позиция акционера может повлиять на корпоративное поведение, 50% отметили, что, будучи акционерами, принимали участие в деятельности компании. Их участие часто принимает форму голосования по доверенности, написания писем, подачи резолюций акционеров, встреч с представителями компании и вывода средств.

Наталья Бархатова

Вся лента